Пирамида потребностей

Все помнят пирамиду Маслоу?

Это – пирамида потребностей человека. Если упростить, смысл ее в том, что у человека есть потребности, но они важны не все одновременно, а организованы в слои. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, только после того как [более или менее] удовлетворены потребности всех предыдущих уровней.

Риторический вопрос: а что будет, если два нижних уровня оставить не удовлетворенными? Как думаете, есть ли польза от творчества и самореализации, если у человека нет: трудоустройства, сбережений, семьи, здоровья, собственности, пищи, сна и воды? Как я уже сказал – это риторический вопрос.

Пирамида знаний

А ведь можно построить такую же пирамиду полезности знаний/навыков для профессиональной самореализации. Тогда будет ясно, что учить, когда и в каком порядке.

Семь этапов становления профессионала

Этап 1. Чтобы начать профессиональную реализацию человек должен: выбрать профессию, получить по ней базовые навыки, пройти собеседование и устроиться на работу.

Можно ли стать профессионалом, пропустив этот пункт? Очевидно, что нет. Более того, молодые специалисты часто ищут «свое место» и, поэтому, часто меняют работу. Повторение ситуации с поиском работы раз в 1-2 года – это почти норма.

Этап 2. Чтобы не потерять работу, человек должен справляться хотя бы с самыми простыми заданиями. Т.е. с минимумом работы, которую ему дают. Например, стать агентом по продажам недвижимости не сложно. Но если вы не сделали ни одной продажи за 3 месяца, вас, скорее всего, уволят.

Этап 3. Если вы продержались на работе полгода, и никто вас не увольняет, вам нужно подумать над совершенствованием своих навыков. Хороший результат – хорошая зарплата. Возможно, вам придется почитать пару книжек и/или поспрашивать советов коллег. Вы читаете книги и пробуете применять их на практике. Что-то, да и пригодится.

Этап 4. Как только ваша квалификация перестала быть вашим узким местом, появилось другое узкое место. Вам нужно выстроить отношения с начальником и коллективом. Вы не сможете получать удовольствие от работы, если начальник или коллеги будут вас недолюбливать.

Этап 5. Когда тылы прикрыты, можно и погеройствовать. Теперь вам нужно становится высококлассным специалистом – гордостью начальника и коллег.

Учитесь и растите над собой. Посещайте тренинги, семинары и читайте хорошие книги. Не забывайте: у бедных людей большой телевизор, у богатых большая библиотека.

Этап 6. Вы признанный авторитет в своей области, теперь вы можете учить других и руководить ими. Скорее всего, вы теперь начальник. Вам нужны навыки управления персоналом, мотивации, тайм-менеджмента, управления проектами, обучения и много чего еще. Вы опять начинаете читать книги, только на этот раз – другие.

Этап 7. Вы – признанный эксперт и высококлассный профессионал. Теперь у вас множество дорог. Вы можете:

Пирамида полезности знаний и навыков

Тут очень сложно перескочить какой-то уровень. Чаще всего придется последовательно пройтись по ним. Теперь попробую построить иерархию необходимых знаний и навыков:

Теперь подумаем, если человек хочет попасть на третий уровень, то

При отсутствии двух первых уровней наблюдается та же картина, что и в пирамиде Маслоу: если два нижних уровня отсутствуют, остальные уровни перестают иметь значение вообще.

Вуз не учит самому нужному

Все усилия вуза сосредоточены на уровнях с 3 по 7. Такое ощущение, что вуз специально не преподает самые нужные студенту навыки.

1 В вузе не помогают выбрать профессию. Иногда что-то говорят о специальности, но на реальные профессии на рынке труда никто не смотрит.

2 Вуз не дает базовые профессиональные навыки. Обычно вуз вообще никаких навыков не дает. Теорией попичкают и достаточно.

3 В вузе не учат составлять резюме. Это очень важная часть устройства на работу, но это не преподают. Вузу плевать найдешь ты работу или нет?

4 Проходить собеседование тоже нужно уметь. Нужно не теряться, быть уверенным, вежливым. А ведь иногда проводят и стресс-собеседования, и еще много других «собеседований». Типы которых желательно знать, и знать как их проходить.

Ведь, если вы готовитесь к поступлению в вуз, почему не подготовиться к поступлению на работу? Тем более, что туда принимают по результатам собеседования и единственная ваша письменная работа – это ваше резюме.

Вузы действительно не учат вас самому нужному

Давным-давно был советский союз. И была у него плановая экономика. И все в этой экономике было государственное: и заводы, и фабрики, и госпредприятия разные, и вузы.

И в этой плановой экономике было обучение студентов разделено на две части. В советских вузах студент проходил только теоретическую часть обучения. Затем получал распределение (обязательное трудоустройство) на завод, или еще куда-нибудь, где должен был отработать три года. А там, на заводе, уже и практическую часть проходил. Поэтому, ни резюме, ни собеседований, ни практического опыта советскому студенту не требовалось.

Больше 20 лет прошло с распада СССР. Нет больше ни союза, ни плановой экономики, ни распределения. Одни только советские вузы и остались. И продолжают они из года в год выпускать студентов без практического опыта, которые и слыхом не слыхивали ни о правильном составлении резюме, ни о карьерном плане, ни о презентации себя на собеседовании.

Хотят вузы вернуть распределение и плановую экономику, но не могут. Могут учить по новому, но не хотят.

Глобальный рынок труда, конкурентоспособная профессия, глобализация, международная конкуренция – боятся этих слов вузы, как черт ладана. Тут и сказочки конец.

Не хотелось бы сильно наши вузы ругать, мол, плохое у нас высшее образование.

Наше высшее образование - хорошее. Только бесполезное.

Что же делать?

Вы, наверное, хотите задать мне вопрос:
- И что же ты предлагаешь делать?
На что я отвечу:
- Понятия не имею. Почему вы меня спрашиваете?

Тогда зачем я все это написал?
Я нашел лазейку в системе.
Не скажу, что это работает для всех, но для некоторых точно может сработать.
- А вы бы не хотели поработать программистом?