Правильный университет

Мы живем в 21 столетии, названным «информационным веком». Уже 13 лет прошло, как 20 век остался позади. Давайте подумаем, каким же должен быть правильный современный университет.

Во-первых, университет должен выпускать профессионалов.

1 Концентрация на профессиональном развитии студентов. Главной целью вуза должно быть «мы принимаем вчерашних школьников, а выпускаем высококвалифицированных профессионалов мирового класса».

2 Отсутствие общеобразовательных курсов. Историю, культуру, обж, философию учить, конечно, нужно, но не вместо профессиональных спецкурсов. А, например, дома, и по желанию.

3 Реальные профессии. Вуз должен отслеживать динамику профессий на местном и глобальных рынках и учить студентов только самым перспективным профессиям.

Не может студент устроится на работу – верни ему деньги за обучение. И компенсацию за 5 потраченных лет. Студент сам виноват, что ничего не знает и не умеет? А зачем тогда выдавали диплом? Назвался груздем – полезай в кузов.

4 Узкая специализация. Квалификация студента, закончившего вуз и получившего профессию, должна быть не ниже, чем в среднем по рынку. Вуз должен давать больше опыта и знаний чем работа: зачем 5 лет проводить в вузе и платить за это деньги, когда можно получить те же знания и опыт на работе, и деньги будут платить тебе?

Специалисты уже работающие по этой профессии имеют больше опыта, значит, студент должен опережать их, владея последними передовыми достижениями отрасли.

5 Преподаватели-профессионалы. Учить студентов должны только состоявшиеся профессионалы с рынка труда.

Во-вторых, ориентация на глобальный рынок труда.

1 Английский язык. Английский язык де-факто стал международным языком. Студент может захотеть постажироваться во Франции, потом проработать в Германии и переехать жить в Японию. Выпускник должен владеть английским как родным. Поэтому все обучение в вузе лучше вести на английском.

2 Превосходное владение информационными технологиями. Современному профессионалу нужны две вещи: ноутбук и мозг. И он должен виртуозно обращаться и с первым и со вторым.

3 Поддержка. Вуз должен информировать студента обо всех возможностях поучиться за границей, стажироваться в западной компании и/или о возможности получить хорошую работу в другой стране.

4 Менеджер. Университет должен выступать в роли агента кинозвезды или менеджера спортсмена. Вуз должен подыскивать студенту хорошие вакансии, способы саморазвития и возможность сделать карьеру.

5 План развития. Каждый студент должен иметь план профессионального развития на 5 и 10 лет. Чтобы не упускать подвернувшиеся возможности.

В третьих. Процесс обучения должен использовать самые эффективные инновации 21 века.

1 Обучение онлайн. Совсем не обязательно приезжать в Москву, чтобы учиться в Москве.

2 Лекции – устарели. Достаточно один раз снять хороший видеофильм по нужной теме и показывать его студентам. Да, хоть миллиону студентов. Преподаватели нужны, лишь отвечать на возникшие вопросы.

3 Конспекты – устарели. Как можно следить за мыслью преподавателя или спорить с ним, если ты занят составлением конспекта. И главное – зачем? Студент должен дискутировать с преподавателем по теме предмета, а не конспектировать его.

4 Практические навыки - определяющие. Все тесты должны быть заменены практическими задачами. Не можешь решить реальную практическую задачу, тогда какой ты профессионал?

В четвертых. Обучение должно быть интересным.

1 Мотивация. Преподаватель должен мотивировать студентов. Если студент хочет учиться, преподаватель тут бессилен. Почему студенты должны слушать преподавателя, если он непонятно и/или скучно рассказывает? Скучно как раз и становится, когда непонятно.

Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя.

Пусть преподаватели придумывает интересные задачи, примеры, случаи из жизни. Когда в кинотеатре зрителям скучно, виноват режиссёр, а не зрители.

2 Обучение в виде игры. Обучение в форме игры очень эффективно, т.к. поддерживает интерес к предмету и помогает получить необходимый объем практического опыта, чтобы стать профессионалом. В WoW & Lineage студенты проводят времени больше, чем в вузе.

Это все, кстати, абсолютно не противоречит определению Высшего Образования, которое на самом деле является Высшим Профессиональным Образованием. Именно на похожих принципах реализовано обучение в лучших мировых вузах: много практики и узкая специализация.

Высшее образование устарело

1 Оно готовит студентов по стандартам плановой экономики, которые более 20-ти лет как устарели.

2 Оно не заинтересовано в профессиональной реализации своих студентов

3 Оно не может заниматься даже любимой «научной деятельностью»

4 Оно не способствует трудоустройству студентов.

5 Не корректирует свою программу обучения в зависимости от спроса на рынке труда.

6 Не занимается мотивацией студентов.

7 Плохо обучает английскому языку.

8 Преподаванием занимаются все кому не лень, но не лучшие из лучших профессионалов.

9 Отсутствует возможность учиться онлайн.

Не высока ли планка?

Не завышаю ли я планку? Может, я тут фантазирую, и нигде в мире еще нет таких университетов? Покопавшись в интернете, я все же нашел парочку, и очень интересную статью.

«Ни один из украинских вузов не попал в список из 400 лучших высших учебных заведений мира. В 300 лучших вузов вошел Московский государственный университет имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет»

Среди двухсот лучших вузов мира нет ни одного вуза с постсоветского пространства?! Ни одного!!

А теперь вернемся к вопросу, с которого мы начали: «как так получается, что школьное образование является у нас одним из самых лучших в мире, а выпускники наших университетов - одними из самых худших?»

А вот и ответ: наше высшее образование - хорошее, но бесполезное и устаревшее.

Наука. Наука, наука, наука. Наука, наука!

Да сдалась вам эта наука! Наукой в 21 веке должны заниматься исследовательские институты с хорошим финансированием, а не вузы. Вуз – это высшее учебное заведение. Учебное! Вот и пусть учит! В школе, вот, никаких научных исследований не ведется, и что? Там отличное образование.