Пирамида потребностей

Пирамида потребностей

Все помнят пирамиду Маслоу?

Это – пирамида потребностей человека. Если упростить, смысл ее в том, что у человека есть потребности, но они важны не все одновременно, а организованы в слои. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, только после того как [более или менее] удовлетворены потребности всех предыдущих уровней.

Риторический вопрос: а что будет, если два нижних уровня оставить не удовлетворенными? Как думаете, есть ли польза от творчества и самореализации, если у человека нет: трудоустройства, сбережений, семьи, здоровья, собственности, пищи, сна и воды? Как я уже сказал – это риторический вопрос.

Пирамида знаний

А ведь можно построить такую же пирамиду полезности знаний/навыков для профессиональной самореализации. Тогда будет ясно, что учить, когда и в каком порядке.

Семь этапов становления профессионала

Этап 1. Чтобы начать профессиональную реализацию человек должен: выбрать профессию, получить по ней базовые навыки, пройти собеседование и устроиться на работу.

Можно ли стать профессионалом, пропустив этот пункт? Очевидно, что нет. Более того, молодые специалисты часто ищут «свое место» и, поэтому, часто меняют работу. Повторение ситуации с поиском работы раз в 1-2 года – это почти норма.

Этап 2. Чтобы не потерять работу, человек должен справляться хотя бы с самыми простыми заданиями. Т.е. с минимумом работы, которую ему дают. Например, стать агентом по продажам недвижимости не сложно. Но если вы не сделали ни одной продажи за 3 месяца, вас, скорее всего, уволят.

Этап 3. Если вы продержались на работе полгода, и никто вас не увольняет, вам нужно подумать над совершенствованием своих навыков. Хороший результат – хорошая зарплата. Возможно, вам придется почитать пару книжек и/или поспрашивать советов коллег. Вы читаете книги и пробуете применять их на практике. Что-то, да и пригодится.

Этап 4. Как только ваша квалификация перестала быть вашим узким местом, появилось другое узкое место. Вам нужно выстроить отношения с начальником и коллективом. Вы не сможете получать удовольствие от работы, если начальник или коллеги будут вас недолюбливать.

Этап 5. Когда тылы прикрыты, можно и погеройствовать. Теперь вам нужно становится высококлассным специалистом – гордостью начальника и коллег.

Учитесь и растите над собой. Посещайте тренинги, семинары и читайте хорошие книги. Не забывайте: у бедных людей большой телевизор, у богатых большая библиотека.

Этап 6. Вы признанный авторитет в своей области, теперь вы можете учить других и руководить ими. Скорее всего, вы теперь начальник. Вам нужны навыки управления персоналом, мотивации, тайм-менеджмента, управления проектами, обучения и много чего еще. Вы опять начинаете читать книги, только на этот раз – другие.

Этап 7. Вы – признанный эксперт и высококлассный профессионал. Теперь у вас множество дорог. Вы можете:

  • (высококлассный специалист) Стать внештатным консультантом с оплатой $100-$1000/час.
  • (высококлассный менеджер) Продвигаться к позиции генерального директора
  • (бизнесмен) Открыть свое дело.
  • (высококлассный специалист) Набраться опыта за границей.
  • (расширить свой кругозор) Посмотреть мир. Попутешествовать ради своего удовольствия.
  • (семья) Если вы женщина, то самое время заводить детей.

Пирамида полезности знаний и навыков

Тут очень сложно перескочить какой-то уровень. Чаще всего придется последовательно пройтись по ним. Теперь попробую построить иерархию необходимых знаний и навыков:

Теперь подумаем, если человек хочет попасть на третий уровень, то

  • навыки третьего уровня для него желательны;
  • навыки уровней с четвертого по седьмой – не помешают, но не критичны;
  • навыки двух первых уровней – необходимы.

При отсутствии двух первых уровней наблюдается та же картина, что и в пирамиде Маслоу: если два нижних уровня отсутствуют, остальные уровни перестают иметь значение вообще.

Вуз не учит самому нужному

Все усилия вуза сосредоточены на уровнях с 3 по 7. Такое ощущение, что вуз специально не преподает самые нужные студенту навыки.

  1. В вузе не помогают выбрать профессию. Иногда что-то говорят о специальности, но на реальные профессии на рынке труда никто не смотрит.
  2. Вуз не дает базовые профессиональные навыки. Обычно вуз вообще никаких навыков не дает. Теорией попичкают и достаточно.
  3. В вузе не учат составлять резюме. Это очень важная часть устройства на работу, но это не преподают. Вузу плевать найдешь ты работу или нет?

Проходить собеседование тоже нужно уметь. Нужно не теряться, быть уверенным, вежливым. А ведь иногда проводят и стресс-собеседования, и еще много других «собеседований». Типы которых желательно знать, и знать как их проходить.

Ведь, если вы готовитесь к поступлению в вуз, почему не подготовиться к поступлению на работу? Тем более, что туда принимают по результатам собеседования и единственная ваша письменная работа – это ваше резюме.

Вузы действительно не учат вас самому нужному

Давным-давно был советский союз. И была у него плановая экономика. И все в этой экономике было государственное: и заводы, и фабрики, и госпредприятия разные, и вузы.

И в этой плановой экономике было обучение студентов разделено на две части. В советских вузах студент проходил только теоретическую часть обучения. Затем получал распределение (обязательное трудоустройство) на завод, или еще куда-нибудь, где должен был отработать три года. А там, на заводе, уже и практическую часть проходил. Поэтому, ни резюме, ни собеседований, ни практического опыта советскому студенту не требовалось.

Больше 20 лет прошло с распада СССР. Нет больше ни союза, ни плановой экономики, ни распределения. Одни только советские вузы и остались. И продолжают они из года в год выпускать студентов без практического опыта, которые и слыхом не слыхивали ни о правильном составлении резюме, ни о карьерном плане, ни о презентации себя на собеседовании.

Хотят вузы вернуть распределение и плановую экономику, но не могут. Могут учить по новому, но не хотят.

Глобальный рынок труда, конкурентоспособная профессия, глобализация, международная конкуренция – боятся этих слов вузы, как черт ладана. Тут и сказочки конец.

Не хотелось бы сильно наши вузы ругать, мол, плохое у нас высшее образование.

Наше высшее образование — хорошее. Только бесполезное.

Что же делать?

Вы, наверное, хотите задать мне вопрос:
— И что же ты предлагаешь делать?
На что я отвечу:
— Понятия не имею. Почему вы меня спрашиваете?

Тогда зачем я все это написал?
Я нашел лазейку в системе.
Не скажу, что это работает для всех, но для некоторых точно может сработать.
— А вы бы не хотели поработать программистом?