JavaRush /Java блог /JavaRush /А что не так?
Зепп Бранниган
41 уровень

А что не так?

Статья из группы JavaRush
А что не так? - 1А давайте зададимся вопросом: зачем люди идут в вузы? Помните простую фразу: не будешь хорошо учиться — пойдешь дворником работать. Можно даже подумать, что все, кто идет учиться, не хотят работать дворниками. А чего же тогда они хотят? Полную противоположность работе дворника. Люди идут учиться в вуз, чтобы иметь высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу! Чтобы была возможность купить дом, машину. Иметь все, хоть и не всегда (одно из определений среднего класса). Люди думают, что учеба в вузе дает все это, но на самом деле нет. Вуз об этом молчит, а мы продолжаем верить, что «вот выучимся — получим отличную работу». Пять лет в вузе не приблизят вас к вашей «хорошей работе» ни на сантиметр. И вот почему.

1. Преподаватели вузов не могут научить вас быть профессионалом, ведь они сами мало что умеют.

Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат, работают бюджетниками в вузах на своих небольших зарплатах? Потому, что они не могут претендовать на квалифицированные должности на рынке труда. Им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят. Как думаете, успешный финансист пойдет работать топ-менеджером в банк на зарплату в $30,000 или доцентом в вуз, на зарплату в $300? Чаще всего в вузах преподают профессионалы-неудачники, которые не смогли найти себе работу вне вуза. Они остаются жить при нем: получают общагу и минимальную зарплату. На это и живут. Сразу оговорюсь, что есть в вузах и хорошие преподаватели, и очень хорошие. Но их даже не меньшинство, а единицы. Хороший преподаватель должен не только доступно и понятно преподавать свой предмет, но и делать упор на практическую применимость этих знаний. Учить бесполезным вещам — это нехорошо.

2. Преподаватели вузов превозносят науку и презирают профессиональную реализацию.

Корни этого следует искать в том, что все преподаватели не состоялись как профессионалы. И единственный способ найти себе оправдание — убеждать, что профессиональная реализация — недостойное занятие. Если вы пропускаете пары, потому что ездите на научные конференции, вы молодец. А если вы пропускаете пары, потому что работаете — «вуз не для вас», «переводитесь на заочное» и т.д. Я наслушался этих фраз. А что не так? - 2Преподаватели — как монахи-затворники. Профессия — это все суета сует. Вот мы посвятили себя служению богу науке, и целый день читаем молитвы пишем научные статьи. Цель может и благородная, но абсолютно бесполезная в реальной жизни.

3. Ошибочный эталон для сравнения.

Очень часто студенты сравнивают себя со школьниками и гордятся тем, что знают гораздо больше. Эта иллюзия продолжается, пока человек не задумается о работе и не обратит свой взор в другую сторону. Ведь если бы студенты сравнили себя с людьми, уже работающими в их будущей профессии, тогда бы увидели, что приближаются к цели миллиметровыми шагами. Не надо в вузе ровняться на всех. Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди, у которых нет больших перспектив. Может их запихнули в институт родители, они косили от армии, всякое бывает. Их удел, в большинстве своем, или работа не по специальности, или штатная низкооплачиваемая должность в какой-нибудь госконторе. Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком.

4. Профессиональное обучение составляет лишь маленькую часть того, что преподают в вузе.

Когда вы придете на работу, вас спросят, что вы уже умеете делать, а не чему вас учили. Вашего начальника будет интересовать, что вы знаете и умеете из того, что необходимо на должности. Почти как в вузе: вам ставят вполне конкретную задачу, но не объясняют, как ее делать и ждут результата в определенные сроки. Удачи вам! Если вам читают в вузе историю, а работать вы будете оператором в банке, это приближает вас к цели или удаляет от нее? Формально вы знаете больше. Значит, приближает? Но фактически, с каждым семестром, у вас остается все меньше и меньше времени, чтобы получить ценные профессиональные знания, а их объем остается прежним. Т.е. реально — отдаляет.

5. У вуза нет цели «сделать из вас высококлассного профессионала».

Очень сложно попасть в цель, когда ты в нее не целишься. Вас превращают во всесторонне развитого специалиста. Такое «второе общее среднее образование». Забыв только упомянуть, что человек, который учит все, не знает толком ничего. Помните три цели вуза: наука, общее образование и профессиональное образование? Как думаете, что пришлось сократить, чтобы добавить науку и общее образование? Правильно: профессиональные дисциплины. И вы все еще думаете, что цель вуза — сделать из вас профессионала?

6. Если человек учит больше двух предметов одновременно, он зря тратит свое время.

После школы это утверждение кажется ошибочным. Но на работе понимаешь, как оно справедливо. В школе уроки такие короткие, не потому что это эффективно, а потому что школьник — еще ребенок, и он просто не способен концентрироваться больше часа. Но частые переключения задач мешают мозгу эффективно думать. А на работе, с вас будут требовать, как со взрослого, и тут частые переключения между задачами начнут сильно снижать вашу эффективность. Почему, вы думаете, вы так быстро готовитесь к экзаменам? Вы просто не переключаетесь на другие задачи. Отсюда и резко возросшая эффективность. Представьте, что вы сидите на диете всего 6 часов в неделю, и как, скоро вам придется ждать результата?

7. В вузе человек только поверхностно знакомится с предметами.

Допустим, вы что-то учите два семестра. У вас две лекции и две практики в неделю. Серьезный подход по меркам универа. А сколько же это будет часов? 4 пары по 2 академических часа (1.5 обычных) — это 6 часов в неделю. В первом семестре мы учимся 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Во втором еще 4: февраль, март, апрель, май. Итого: 8 месяцев по 4.5 недели в каждом и 6 часов в неделю. 216 часов в год. Да будет вам известно, дорогие мои студенты, что в месяце — 180 рабочих часов, и любой ваш годовой курс можно усвоить всего за 1.5 месяца, а при желании (или необходимости) всего за месяц.

8. Вам преподают самые общие, малополезные и устаревшие знания.

А что не так? - 3Каждое знание имеет разную ценность в зависимости от проблемы, которую вам предстоит решить. Если вы тонете, то умение плавать гораздо полезнее курса философии, не так ли? А если устраиваетесь на работу кассиром, то умение считать важнее знания семи иностранных языков на базовом уровне. Самые полезные навыки для вашей профессиональной реализации — это, безусловно, практический опыт, знание последних достижений в вашей профессии. Преподаватель вуза чаще всего никогда не имел реального опыта в вашей будущей профессии и не знаком с последними достижениями. А если где-то про них и прочитал, то понятия не имеет об их ценности, как и когда их применять. Даже если вы выучите 100 ненужных предметов, они не заменят 10 необходимых.

9. Практические навыки в 10 раз ценнее теоритических знаний.

В жизни и на работе нам часто приходится что-то ДЕЛАТЬ. Если вы знаете, как делать, или думаете, что знаете, это еще не значит, что вы можете это сделать. Вы знаете, что курить вредно, и смогли бросить курить? Вы знаете, что заниматься спортом правильно, и можете каждый день им заниматься? Вы знаете, что английский полезен для карьеры и, конечно, смогли выучить его? Значение в жизни имеет только практика. Чем больше у вас знаний в ущерб навыкам, тем меньше от них толку. Как же вы поймете, что какие-то знания неверны, какие-то вы не знаете, как применять, а какие-то и вовсе не работают в реальном мире? Вы никогда не думали об этом? Добро пожаловать в реальный мир. Вы можете выучить правила дорожного движения на «хорошо» и «отлично», но ездить вы все равно не сможете. Теория — это хорошее подспорье для практики. Представьте, что вы строите стену: кирпичи — это практика, а раствор — это теория. Без раствора (теории) стена будет неустойчивой, но без кирпичей (практики) от вашей теории вообще нет никакого толку. Так что, господа, разделите ваши 5 лет в вузе на 10! Полгода — вот истинный результат ваших многолетних «усилий». Хотите доказательств? Когда вы устроитесь на работу и проработаете полгодика, вы поймете, что ваши вузовские знания удвоились.

10. Наука.

А что не так? - 4Можно подумать, что цель вуза выпускать ученых для науки. Но ученых у нас как раз достаточно. С этим проблем нет, проблема есть с финансированием науки. Ученым нужны исследовательские институты и лаборатории, чтобы они делали действительно что-то полезное, а не только статьи писали. Полетел бы Гагарин в космос, если бы на Байконур не было денег? Нет, конечно. То-то и оно. А где брать деньги на финансирование научных исследований? Из бюджета. А в бюджет как они попадают? Из налогов, которые платят компании и их сотрудники. Чтобы наука была успешной на каждого ученого вуз должен выпустить 10 профессионалов, способных конкурировать на международном рынке. А вуз плодит и плодит ученых. Вуз просто ничего больше не умеет. А от ученых без финансирования тоже толку никакого. Вот и выходит, что вся учеба в вузах — пустая трата времени и денег. Нужен вуз, который бы выпускал профессионалов. Люди, закончившие его, были бы довольны своей жизнью. Работодатели бы были довольны уровнем подготовки специалистов. Все бы были довольны. Вуз неэффективен, смиритесь с этим

Я спросил одного кадровика, почему все непременно требуют высшего образования. Он ответил: — Чтобы была гарантия, что человек в состоянии пяти лет бесплатно заниматься неинтересной ему фигнёй."

(Анекдот)
Почему вуз бесполезен в том, чтобы помочь вам стать высококлассным профессионалом:
  1. У него отсутствует цель сделать из вас профессионала
  2. Только треть всех предметов идет на вашу профессиональную подготовку
  3. Большая часть этих предметов преподается только теоретически и/или устарела
  4. Преподаватели часто никогда не работали по специальности
  5. Вы уделяете внимание 10 предметам одновременно и не можете как следует разобраться ни в одном
  6. Вуз не поощряет, если человек смог устроиться работать по специальности
  7. Преподаватели не хотят верить, что профессионалы нужнее ученых
Комментарии
ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ ИЛИ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ,
ПЕРЕЙДИТЕ В ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ