JavaRush /Java блог /Java Developer /Регулярные выражения в Java, часть 3
Автор
Pavlo Plynko
Java-разработчик в CodeGym

Регулярные выражения в Java, часть 3

Статья из группы Java Developer
Предлагаем вашему вниманию перевод краткого руководства по регулярным выражениям в языке Java, написанного Джеффом Фрисеном (Jeff Friesen) для сайта javaworld. Для простоты чтения мы разделили статью на несколько частей. Регулярные выражения в Java, часть 3 - 1Регулярные выражения в Java, часть 1 Регулярные выражения в Java, часть 2

Упрощаем решение распространенных задач программирования при помощи API Regex

В первой и второй частях этой статьи вы познакомились с регулярными выражениями и API Regex. Вы узнали о существовании класса Pattern, прошлись по примерам, демонстрирующим конструкции регулярных выражений, от простейшего поиска по шаблону на основе литеральных строк до более сложного поиска при помощи диапазонов, граничных сопоставителей и квантификаторов. В этой и последующих частях мы рассмотрим не охваченные в первой части вопросы, изучим соответствующие методы классов Pattern, Matcher и PatternSyntaxException. Вы также познакомитесь с двумя утилитами, использующими регулярные выражения для упрощения решения распространенных задач программирования. Первая из них извлекает комментарии из кода для документации. Вторая представляет собой библиотеку многоразового кода, предназначенную для выполнения лексического анализа — существенный компонент ассемблеров, компиляторов и тому подобного программного обеспечения.

ЗАГРУЗКА ИСХОДНОГО КОДА

Получить весь исходный код (созданный Джеффом Фризеном для сайта JavaWorld) демо-приложений из данной статьи можно отсюда.

Изучаем API Regex

Pattern, Matcher и PatternSyntaxException – три класса, составляющих API Regex. Каждый из них предоставляет методы, позволяющие использовать регулярные выражения в вашем коде.

Методы класса Pattern

Экземпляр класса Pattern представляет собой скомпилированное регулярное выражение, известное также как шаблон. Регулярные выражения компилируются с целью повышения производительности операций поиска по шаблону. Следующие статические методы поддерживают компиляцию.
  • Pattern compile(String regex) компилирует содержимое regex в промежуточное представление, сохраняемое в новом объекте Pattern. Этот метод или возвращает ссылку на объект, в случае успешного выполнения, или генерирует исключение PatternSyntaxException в случае обнаружения некорректного синтаксиса регулярного выражения. Любой объект класса Matcher, используемый этим объектом Pattern или возвращаемый из него, использует его настройки по умолчанию, например, поиск с учетом регистра. В качестве примера, фрагмент кода Pattern p = Pattern.compile("(?m)^\\."); создает объект Pattern, хранящий скомпилированное представление регулярного выражения для поиска строк, начинающихся с символа точки.

  • Pattern compile(String regex, int flags) решает ту же задачу, что и Pattern compile(String regex), но с учетом flags: набора битовых констант для побитовых флагов типа ИЛИ. В классе Pattern объявлены константы CANON_EQ, CASE_INSENSITIVE, COMMENTS, DOTALL, LITERAL, MULTILINE, UNICODE_CASE, UNICODE_CHARACTER_CLASS и UNIX_LINES, которые можно комбинировать при помощи побитового ИЛИ (например, CASE_INSENSITIVE | DOTALL) и передать в аргументе flags.

  • За исключением CANON_EQ, LITERAL и UNICODE_CHARACTER_CLASS, эти константы являются альтернативой вложенных флаговым выражениям, продемонстрированным в части 1. При обнаружении флаговой константы, отличающейся от определенных в классе Pattern, метод Pattern compile(String regex, int flags) генерирует исключение java.lang.IllegalArgumentException. Например, Pattern p = Pattern.compile("^\\.", Pattern.MULTILINE); эквивалентно предыдущему примеру, причем константа Pattern.MULTILINE и вложенное флаговое выражение (?m) делают одно и то же.
Иногда бывает необходимо получить копию исходной строки регулярного выражения, скомпилированного в объект Pattern, вместе с используемыми им флагами. Для этого можно вызвать следующие методы:
  • String pattern() возвращает исходную строку регулярного выражения, скомпилированную в объект Pattern.

  • int flags() возвращает флаги объекта Pattern.
После получения объекта Pattern, он обычно используется для получения объекта Matcher, для выполнения операций поиска по шаблону. Метод Matcher matcher(Charsequence input) создает объект Matcher, ищущий в тексте input соответствие шаблону объекта Pattern. При вызове он возвращает ссылку на этот объект Matcher. Например, команда Matcher m = p.matcher(args[1]); возвращает Matcher для объекта Pattern, на который ссылается переменная p.
Одноразовый поиск
Метод static boolean matches(String regex, CharSequence input) класса Pattern позволяет сэкономить на создании объектов Pattern и Matcher при одноразовом поиске по шаблону. Этот метод возвращает true, если в input находится соответствие шаблону regex, в противном случае он возвращает false. Если в регулярном выражении содержится синтаксическая ошибка, метод генерирует исключение PatternSyntaxException. Например, System.out.println(Pattern.matches("[a-z[\\s]]*", "all lowercase letters and whitespace only")); выводит true, подтверждая, что во фразе all lowercase letters and whitespace only содержатся только пробелы и символы в нижнем регистре.
Регулярные выражения в Java, часть 3 - 2

Разбиение текста

Большинству разработчиков приходилось хоть раз писать код для разбиения входного текста на составные части, например, преобразовывать текстовую учетную запись сотрудника в набор полей. Класс Pattern предоставляет возможность более удобного решения этой утомительной задачи, при помощи двух методов разбиения текста:
  • Метод String[] split(CharSequence text, int limit) разбивает text в соответствии с найденными соответствиями шаблону объекта Pattern и возвращает результаты в массиве. Каждый элемент массива задает текстовую последовательность, отделенную от следующей последовательности соответствующим шаблону фрагментом текста (или концом текста). Элементы массива находятся в том же порядке, в котором они встречаются в text.

    В этом методе, количество элементов массива зависит от параметра limit, контролирующего также и число искомых соответствий.

    • При положительном значении выполняется поиск не более чем limit-1 соответствий, а длина массива не превышает limit элементов.
    • При отрицательном значении выполняется поиск всех возможных соответствий, и длина массива может быть произвольной.
    • При равном нулю значении выполняется поиск всех возможных соответствий, длина массива может быть произвольной, а пустые строки в конце отбрасываются.

  • Метод String[] split(CharSequence text) вызывает предыдущий метод с 0 в качестве аргумента limit и возвращает результат его вызова.
Ниже приведены результаты работы метода split(CharSequence text) по решению задачи расщепления учетной записи сотрудника на отдельные поля имени, возраста, почтового адреса и зарплаты:

Pattern p = Pattern.compile(",\\s");
String[] fields = p.split("John Doe, 47, Hillsboro Road, 32000");
for (int i = 0; i < fields.length; i++)
   System.out.println(fields[i]);
В вышеприведенном коде описано регулярное выражение для поиска знака запятой, за которым непосредственно следует одиночный символ пробела. Вот результаты его выполнения:

John Doe
47
Hillsboro Road
32000

Предикаты шаблонов и API Streams

В Java 8 в классе Pattern появился метод Predicate asPredicate(). Этот метод создает предикат (функцию с булевым значением), используемый для поиска по шаблону. Использование этого метода показано в следующем фрагменте кода:

List progLangs = Arrays.asList("apl", "basic", "c", "c++", "c#", "cobol", "java", "javascript", "perl", "python", "scala");
Pattern p = Pattern.compile("^c");
progLangs.stream().filter(p.asPredicate()).forEach(System.out::println);
Этот код создает список названий языков программирования, затем компилирует шаблон для поиска всех названий, начинающихся с буквы c. Последняя из вышеприведенных строк кода реализует получение последовательного потока данных с этим списком в качестве источника. Он устанавливает фильтр, использующий булеву функцию asPredicate(), которая возвращает true, когда название начинается с буквы c и выполняет итерацию по потоку, выводя подходящие названия в стандартный поток вывода. Эта последняя строка эквивалентна следующему обычному циклу, знакомому вам по приложению RegexDemo из части 1:

for (String progLang: progLangs) 
   if (p.matcher(progLang).find())
      System.out.println(progLang);

Методы класса Matcher

Экземпляр класса Matcher описывает механизм выполнения операций поиска по шаблону в последовательности символов путем интерпретации скомпилированного регулярного выражения класса Pattern. Объекты класса Matcher поддерживают различные виды операций поиска по шаблону:
  • Метод boolean find() ищет во входном тексте следующее совпадение. Этот метод начинает просмотр или в начале заданного текста, или на первом символе после предыдущего совпадения. Второй вариант возможен только если предыдущий вызов этого метода вернул true и сопоставитель не был сброшен. В любом случае, в случае успешного поиска возвращается булево значение true. Пример этого метода вы можете найти в RegexDemo из части 1.

  • Метод boolean find(int start) сбрасывает сопоставитель и ищет в тексте следующее совпадение. Просмотр начинается с позиции, задаваемой параметром start. В случае успешного поиска возвращается булево значение true. Например, m.find(1); просматривает текст, начиная с позиции 1 (позиция 0 игнорируется). Если параметр start содержит отрицательное значение или значение, превышающее длину текста сопоставителя, метод генерирует исключение java.lang.IndexOutOfBoundsException.

  • Метод boolean matches() пытается сопоставить с шаблоном весь текст. Он возвращает булево значение true, если весь текст соответствует шаблону. Например, код Pattern p = Pattern.compile("\\w*"); Matcher m = p.matcher("abc!"); System.out.println(p.matches()); выводит false, поскольку символ ! не является словообразующим символом.

  • Метод boolean lookingAt() пытается сопоставить с шаблоном заданный текст. Этот метод возвращает true, если любая часть текста соответствует шаблону. В отличие от метода matches();, весь текст не должен соответствовать шаблону. Например, Pattern p = Pattern.compile("\\w*"); Matcher m = p.matcher("abc!"); System.out.println(p.lookingAt()); выведет true, поскольку начало текста abc! состоит только из словообразующих символов.

В отличие от объектов класса Pattern, объекты класса Matcher сохраняют информацию о состоянии. Иногда может понадобиться сбросить сопоставитель, чтобы очистить эту информацию после окончания поиска по шаблону. Для сброса сопоставителя существуют следующие методы:
  • Метод Matcher reset() сбрасывает состояние сопоставителя, включая позицию для добавления в конец (сбрасываемую в 0). Следующая операция поиска по шаблону начинается в начале текста сопоставителя. Возвращается ссылка на текущий объект Matcher. Например, m.reset(); сбрасывает сопоставитель, на который ссылается m.

  • Метод Matcher reset(CharSequence text) сбрасывает состояние сопоставителя и задает новый текст сопоставителя, равный text. Следующая операция поиска по шаблону начинается в начале нового текста сопоставителя. Возвращается ссылка на текущий объект Matcher. Например, m.reset("new text"); сбрасывает сопоставитель, на который ссылается m и задает в качестве нового текста сопоставителя значение "new text".

Регулярные выражения в Java, часть 3 - 3

Добавление текста в конец

Позиция сопоставителя для добавления в конец задает начало текста сопоставителя, добавляемого в конец объекта типа java.lang.StringBuffer. Эту позицию используют следующие методы:
  • Метод Matcher appendReplacement(StringBuffer sb, String replacement) читает символы текста сопоставителя и присоединяет их в конец объекта StringBuffer, на который ссылается аргумент sb. Этот метод прекращает чтение на последнем символе, предшествующем предыдущему соответствию шаблону. Далее, метод добавляет символы из объекта типа String, на который ссылается аргумент replacement, в конец объекта StringBuffer (строка replacement может содержать ссылки на текстовые последовательности, захваченные во время предыдущего поиска; они указываются при помощи символов ($) и номеров захватываемых групп). Наконец, метод устанавливает значение позиции сопоставителя для добавления в конец равным позиции последнего совпавшего символа плюс единица, после чего возвращает ссылку на текущий сопоставитель.

  • Метод Matcher appendReplacement(StringBuffer sb, String replacement) генерирует исключение java.lang.IllegalStateException, если сопоставитель еще не находил соответствия или предыдущая попытка поиска завершилась неудачно. Он генерирует исключение IndexOutOfBoundsException, если строка replacement задает отсутствующую в шаблоне захватываемую группу).

  • Метод StringBuffer appendTail(StringBuffer sb) добавляет весь текст в объект StringBuffer и возвращает ссылку на этот объект. После последнего вызова метода appendReplacement(StringBuffer sb, String replacement), вызовите метод appendTail(StringBuffer sb), чтобы скопировать оставшийся текст в объект StringBuffer.

Захватываемые группы
Как вы помните из части 1, захватываемая группа — это последовательность символов, заключенная в метасимволы круглых скобок (()). Цель этой конструкции состоит в сохранении найденных символов для дальнейшего повторного использования во время поиска по шаблону. Все символы из захватываемой группы рассматриваются во время поиска по шаблону как единое целое.
В следующем коде выполняется вызов методов appendReplacement(StringBuffer sb, String replacement) и appendTail(StringBuffer sb для замены в исходном тексте всех вхождений последовательности символов cat на caterpillar:

Pattern p = Pattern.compile("(cat)");
Matcher m = p.matcher("one cat, two cats, or three cats on a fence");
StringBuffer sb = new StringBuffer();
while (m.find())
   m.appendReplacement(sb, "$1erpillar");
m.appendTail(sb);
System.out.println(sb);
Использование захватываемой группы и ссылки на неё в замещающем тексте указывает программе вставлять erpillar после каждого вхождения cat. Результат выполнения данного кода выглядит следующим образом: one caterpillar, two caterpillars, or three caterpillars on a fence

Замена текста

Класс Matcher предоставляет нам два метода для текстовой замены, дополняющих метод appendReplacement(StringBuffer sb, String replacement). С помощью этих методов можно заменять или первое вхождение [замещаемого текста] или все вхождения:
  • Метод String replaceFirst(String replacement) сбрасывает сопоставитель, создает новый объект String, копирует в эту строку все символы текста сопоставителя (вплоть до первого совпадения), добавляет в её конец символы из replacement, копирует в строку оставшиеся символы и возвращает объект String (в строке replacement можно указывать ссылки на захваченные во время предыдущего поиска текстовые последовательности, при помощи символов доллара и номеров захватываемых групп).

  • Метод String replaceAll(String replacement) действует аналогично методу String replaceFirst(String replacement), но заменяет символами из строки replacement всё найденные совпадения.

Регулярное выражение \s+ служит для поиска одного или более пробельных символов во входном тексте. Ниже, мы воспользуемся этим регулярным выражением и вызовем метод replaceAll(String replacement) для удаления дублирующихся пробелов:

Pattern p = Pattern.compile("\\s+");
Matcher m = p.matcher("Удаляем      \t\t лишние пробелы.   ");
System.out.println(m.replaceAll(" "));
Вот результаты: Удаляем лишние пробелы. Регулярные выражения в Java, часть 4 Регулярные выражения в Java, часть 5
Комментарии (28)
ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ ИЛИ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ,
ПЕРЕЙДИТЕ В ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
partiec Уровень 33
22 мая 2023
Там простые и понятные примеры как работает метод appendReplacement, а в конце ссылки на др. методы класса Matcher
Vlad Уровень 30
1 марта 2023
Походу автор этих статей спешил куда-то очень сильно и напихал всего-всего, тут примеры нужны - много причем понятных и четко-прослеживаемая последовательность, очень трудно воспринимать сие творение, даже смысла уже не вижу дальше смотреть.
28 февраля 2023
Позиция сопоставителя для добавления в конец задает начало текста сопоставителя, добавляемого в конец объекта типа java.lang.StringBuffer Это чё 😐
Denis Rogov Уровень 1 Expert
13 ноября 2022
Это ужасная цепочка статей. Голый текст без примеров в такой теме. Понимаю, перевод. Но это не объяснение.
FatCat Уровень 51
6 сентября 2022
boom boom my head
Sergey Уровень 30
10 июля 2021
Друзья, поясните как вот это работает:

List progLangs = Arrays.asList("apl", "basic", "c", "c++", "c#", "cobol", "java", "javascript", "perl", "python", "scala");
Pattern p = Pattern.compile("^c");
progLangs.stream().filter(p.asPredicate()).forEach(System.out::println);
В моём понимании шаблон '^c' соответствует только элементу "c", а чтобы получить "c++", "c#", "cobol" нужно, например, '^c\\S*'.
12 июня 2021
Статья очень тяжела для восприятия. Видимо т.к. это перевод. Но и много неточностей. Например здесь: "фрагмент кода Pattern p = Pattern.compile("(?m)^\\."); создает объект Pattern, хранящий скомпилированное представление регулярного выражения для поиска строк, начинающихся с символа точки" Не поясняется, что указанный паттерн соответствует точке в начале строки, а не всей строке с точкой в начале. Что существенно и важно для понимания темы. Тем не менее, польза от статьи не подлежит сомнению!
Макс Дудин Уровень 41
17 мая 2021
показали как можно сложно объяснить простые вещи.... как по мне так нужно больше примеров, иначе этот текст не компилируется в голове, в мысль =(
Anonymous #2497433 Уровень 35
24 апреля 2021
какой-то рандомный набор слов
Andrei Po Уровень 41
29 ноября 2020
примеры на замены