User Professor Hans Noodles
Professor Hans Noodles
41 уровень

Геттеры и сеттеры

Статья из группы Java Developer
Привет! В прошлых лекциях ты уже научился создавать собственные полноценные классы, с полями и методами. Это серьезный прогресс, молодец! Но сейчас я вынужден сообщить тебе неприятную правду. Мы создавали наши классы не совсем правильно! Почему? Никаких ошибок, на первый взгляд, в этом классе нет:

public class Cat {

   public String name;
   public int age;
   public int weight;

   public Cat(String name, int age, int weight) {
       this.name = name;
       this.age = age;
       this.weight = weight;
   }

   public Cat() {
   }

   public void sayMeow() {
       System.out.println("Мяу!");
   }
}
На самом деле — есть. Представь себе, что сидя на работе ты написал вот такой класс Cat, обозначающий кошек. И ушел домой. Пока тебя не было, другой программист пришел на работу, создал свой класс Main, где начал использовать написанный тобой класс Cat.

public class Main {

   public static void main(String[] args) {

       Cat cat = new Cat();
       cat.name = "";
       cat.age = -1000;
       cat.weight = 0;
   }
}
Неважно, зачем он это сделал и как так получилось: может, устал человек или не выспался. Важно другое: наш текущий класс Cat позволяет присваивать полям безумные значения. В результате в программе находятся объекты с некорректным состоянием, типа вот этой кошки с возрастом -1000 лет. Какую же ошибку мы в итоге допустили? При создании класса мы открыли его данные. Поля name, age и weight находятся в публичном доступе. К ним можно обратиться в любом месте программы: достаточно просто создать объект Cat — и все, у любого программиста есть доступ к его данным напрямую через оператор “.

Cat cat = new Cat();
cat.name = "";
Здесь мы напрямую получаем доступ к полю name и устанавливаем для него значение. Нам нужно как-то защитить наши данные от некорректного вмешательства извне. Что же для этого нужно? Во-первых, все переменные экземпляра (поля) необходимо помечать модификатором private. Private — самый строгий модификатор доступа в Java. Если ты его используешь, поля класса Cat не будут доступны за его пределами.

public class Cat {

   private String name;
   private int age;
   private int weight;

   public Cat(String name, int age, int weight) {
       this.name = name;
       this.age = age;
       this.weight = weight;
   }

   public Cat() {
   }

   public void sayMeow() {
       System.out.println("Мяу!");
   }
}

public class Main {

   public static void main(String[] args) {

       Cat cat = new Cat();
       cat.name = "";//ошибка! Поле name в классе Cat имеет private-доступ!
   }
}
Компилятор это видит и сразу выдает ошибку. Теперь поля вроде как защищены. Но получается, что доступ к ним закрыт “намертво”: в программе нельзя даже получить вес существующей кошки, если это понадобится. Это тоже не вариант: в таком виде наш класс практически нельзя использовать. В идеале нам нужно позволить какой-то ограниченный доступ к данным:
  • Другие программисты должны иметь возможность создавать объекты Cat
  • У них должна быть возможность считывать данные из уже существующих объектов (например, получить имя или возраст уже существующей кошки)
  • Также должна быть возможность присваивать значения полей. Но при этом — только корректные значения. От неправильных наши объекты должны быть защищены (никакого “возраст = -1000 лет” и тому подобного).
Список требований приличный! Но на самом деле, все это легко достигается с помощью специальных методов — геттеров и сеттеров.
Геттеры и сеттеры - 2
Название происходит от английского “get” — “получать” (т.е. “метод для получения значения поля”) и set — “устанавливать” (т.е. “метод для установки значения поля”). Давай посмотрим, как они выглядят на примере нашего класса Cat:

public class Cat {

   private String name;
   private int age;
   private int weight;

   public Cat(String name, int age, int weight) {
       this.name = name;
       this.age = age;
       this.weight = weight;
   }

   public Cat() {
   }

   public void sayMeow() {
       System.out.println("Мяу!");
   }

   public String getName() {
       return name;
   }

   public void setName(String name) {
       this.name = name;
   }

   public int getAge() {
       return age;
   }

   public void setAge(int age) {
       this.age = age;
   }

   public int getWeight() {
       return weight;
   }

   public void setWeight(int weight) {
       this.weight = weight;
   }
}
Как видишь, всё довольно просто :) Их названия чаще всего состоят из слова get/set + названия поля, за которое они отвечают. Например, метод getWeight() возвращает значение поля weight у того объекта, для которого он был вызван. Вот как это выглядит в программе:

public class Main {

   public static void main(String[] args) {

       Cat barsik = new Cat("Барсик", 5, 4);
       String barsikName = barsik.getName();
       int barsikAge = barsik.getAge();
       int barsikWeight = barsik.getWeight();

       System.out.println("Имя кота: " + barsikName);
       System.out.println("Возраст кота: " + barsikAge);
       System.out.println("Вес кота: " + barsikWeight);
   }
}
Вывод в консоль:

Имя кота: Барсик
Возраст кота: 5
Вес кота: 4
Теперь из другого класса (Main) есть доступ к полям Cat, но только через геттеры. Обрати внимание — у геттеров стоит модификатор доступа public, то есть они доступны из любой точки программы. А как обстоят дела с присваиванием значений? За это отвечают методы-сеттеры

public void setName(String name) {
   this.name = name;
}
Их работа, как видишь, тоже проста. Мы вызываем метод setName() у объекта Cat, передаем ему в качестве аргумента строку, и эта строка присваивается в поле name нашего объекта.

public class Main {

   public static void main(String[] args) {

       Cat barsik = new Cat("Барсик", 5, 4);

       System.out.println("Изначальное имя кота — " + barsik.getName());
       barsik.setName("Василий");
       System.out.println("Новое имя кота — " + barsik.getName());
   }
}
Здесь мы использовали и геттеры, и сеттеры. Вначале с помощью геттера мы получили и вывели в консоль первоначальное имя кота. Потом с помощью сеттера назначали его полю name новое значение — “Василий”. И потом с помощью геттера получили имя снова, чтобы проверить, действительно ли оно изменилось. Вывод в консоль:

Изначальное имя кота — Барсик
Новое имя кота — Василий
Казалось бы, в чем разница? Мы также можем присваивать полям объекта некорректные значения, даже если у нас есть сеттеры:

public class Main {

   public static void main(String[] args) {

       Cat barsik = new Cat("Барсик", 5, 4);
       barsik.setAge(-1000);

       System.out.println("Возраст Барсика — " + barsik.getAge() + " лет");
   }
}
Вывод в консоль:

Возраст Барсика — -1000 лет
Разница в том, что сеттер — это полноценный метод. А в метод, в отличие от поля, ты можешь заложить необходимую тебе логику проверки, чтобы не допустить неприемлемых значений. Например, можно легко не позволить назначение отрицательного числа в качестве возраста:

public void setAge(int age) {
   if (age >= 0) {
       this.age = age;
   } else {
       System.out.println("Ошибка! Возраст не может быть отрицательным числом!");
   }
}
И теперь наш код работает корректно!

public class Main {

   public static void main(String[] args) {

       Cat barsik = new Cat("Барсик", 5, 4);
       barsik.setAge(-1000);

       System.out.println("Возраст Барсика — " + barsik.getAge() + " лет");
   }
}
Вывод в консоль:

Ошибка! Возраст не может быть отрицательным числом!
Возраст Барсика — 5 лет
Внутри сеттера есть ограничение, и оно защищает от попытки установить некорректные данные. Возраст Барсика остался без изменений. Геттеры и сеттеры - 3Геттеры и сеттеры нужно создавать всегда. Даже если в твоих полях нет ограничений на возможные значения, вреда от них не будет. Представь себе ситуацию: ты и твои коллеги пишете программу вместе. Ты создал класс Cat с публичными полями, и все программисты пользуются ими, как хотят. И тут в один прекрасный день до тебя доходит: “Блин, а ведь рано или поздно кто-то может нечаянно присвоить отрицательное число в переменную weight! Надо создать сеттеры и сделать все поля приватными!” Ты их создаешь, и весь написанный твоими коллегами код мгновенно ломается. Ведь они уже написали кучу кода, где обращались к полям Cat напрямую.

cat.name = "Бегемот";
А теперь поля стали приватными и компилятор выдает кучу ошибок!

cat.name = "Бегемот";//ошибка! Поле name класса Cat имеет private-доступ!
В такой ситуации лучше было бы скрыть поля и создать геттеры-сеттеры с самого начала. Все твои коллеги пользовались бы ими, и если бы тебя поздно “осенило”, что надо ограничить значения полей, ты бы просто дописал проверку внутри сеттера. И ни у кого не сломался бы уже написанный код. Конечно, если ты хочешь, чтобы доступ к какому-то полю был только “на чтение”, можно создать для него один геттер. “Снаружи”, то есть за пределами твоего класса, должны быть доступны только методы. Данные должны быть скрыты.
Геттеры и сеттеры - 4
Можно привести аналогию с мобильным телефоном. Представь, что вместо обычного включенного мобильника тебе дали телефон cо вскрытым корпусом, где все провода, схемы и т.д. торчат наружу. Телефон при этом работает: если сильно постараться и потыкаться в схемы, может даже получится совершить звонок. Но скорее ты его просто сломаешь. Вместо этого компания-производитель дает тебе интерфейс: клиент просто набирает нужные цифры, нажимает зеленую кнопку с трубкой — и звонок начинается. А уж что там происходит внутри со схемами и проводами и как они выполняют свою задачу — ему без разницы. В этом примере компания ограничила доступ к “внутренностям” (данным) телефона и оставила снаружи только интерфейс (методы). В итоге клиент получит то, что хотел (совершить звонок) и точно ничего не сломает внутри.
Комментарии (315)
ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ ИЛИ СДЕЛАТЬ КОММЕНТАРИЙ,
ПЕРЕЙДИТЕ В ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Andrei Уровень 5
20 сентября 2021
Геттеров и сеттеров часто называют аксесеры
Anonymous #2791793 Уровень 10, Tallinn, Seychelles
16 сентября 2021
В С# есть синтакстический сахар, на подобие следующего.

private int number;
public int Number { get => number; set => number = value; }
Можно ли это как-то реализовать в JAVA?
Anonymous #2791793 Уровень 10, Tallinn, Seychelles
16 сентября 2021
Я перехожу с C#,В шарпе есть очень удобные Свойства и АвтоСвойства. Есть ли аналог и java?
la flacko flame Of Cactus Уровень 7
17 августа 2021
Не пойму для чего этот конструктор public Cat(){ } в данном коде?

public class Cat {

   private String name;
   private int age;
   private int weight;

   public Cat(String name, int age, int weight) {
       this.name = name;
       this.age = age;
       this.weight = weight;
   }

   public Cat() {
   }

   public void sayMeow() {
       System.out.println("Мяу!");
   }

   public String getName() {
       return name;
   }

   public void setName(String name) {
       this.name = name;
   }

   public int getAge() {
       return age;
   }

   public void setAge(int age) {
       this.age = age;
   }

   public int getWeight() {
       return weight;
   }

   public void setWeight(int weight) {
       this.weight = weight;
   }
}
ram0973 Уровень 41, Набережные Челны, Россия
4 августа 2021
Добавили бы ещё возможность писать так:

public class Cat {
   private String name; get; set;
}
Михаил Сафонов Уровень 6
30 июля 2021
Просто красавчики!!!
Артем Уровень 30, Москва
22 июля 2021
Народ, подскажите, пожалуйста, мы сделали поля приватными, прописали сеттеры, куда вложили необходимую нам логику, но что мешает "невыспавшемуся" человеку задать неправильные значения полей через конструктор?? Мы же не прописываем логику в конструкторах, как тут быть?
Дмитрий К Уровень 1
22 июля 2021
Накидайте лайкосов плз
Alexander Уровень 16, Москва, Россия
17 июля 2021
Подскажите пожалуйста почему в геттере мы возвращаем name а не this.name?
Вячеслав Уровень 19, Уфа, Россия
6 июля 2021
Топ статья. В закладки