А что не так? - 1А давайте зададимся вопросом: зачем люди идут в вузы? Помните простую фразу: не будешь хорошо учиться — пойдешь дворником работать. Можно даже подумать, что все, кто идет учиться, не хотят работать дворниками. А чего же тогда они хотят? Полную противоположность работе дворника. Люди идут учиться в вуз, чтобы иметь высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу! Чтобы была возможность купить дом, машину. Иметь все, хоть и не всегда (одно из определений среднего класса). Люди думают, что учеба в вузе дает все это, но на самом деле нет. Вуз об этом молчит, а мы продолжаем верить, что «вот выучимся — получим отличную работу». Пять лет в вузе не приблизят вас к вашей «хорошей работе» ни на сантиметр. И вот почему.

1. Преподаватели вузов не могут научить вас быть профессионалом, ведь они сами мало что умеют.

Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат, работают бюджетниками в вузах на своих небольших зарплатах? Потому, что они не могут претендовать на квалифицированные должности на рынке труда. Им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят. Как думаете, успешный финансист пойдет работать топ-менеджером в банк на зарплату в $30,000 или доцентом в вуз, на зарплату в $300? Чаще всего в вузах преподают профессионалы-неудачники, которые не смогли найти себе работу вне вуза. Они остаются жить при нем: получают общагу и минимальную зарплату. На это и живут. Сразу оговорюсь, что есть в вузах и хорошие преподаватели, и очень хорошие. Но их даже не меньшинство, а единицы. Хороший преподаватель должен не только доступно и понятно преподавать свой предмет, но и делать упор на практическую применимость этих знаний. Учить бесполезным вещам — это нехорошо.

2. Преподаватели вузов превозносят науку и презирают профессиональную реализацию.

Корни этого следует искать в том, что все преподаватели не состоялись как профессионалы. И единственный способ найти себе оправдание — убеждать, что профессиональная реализация — недостойное занятие. Если вы пропускаете пары, потому что ездите на научные конференции, вы молодец. А если вы пропускаете пары, потому что работаете — «вуз не для вас», «переводитесь на заочное» и т.д. Я наслушался этих фраз. А что не так? - 2Преподаватели — как монахи-затворники. Профессия — это все суета сует. Вот мы посвятили себя служению богу науке, и целый день читаем молитвы пишем научные статьи. Цель может и благородная, но абсолютно бесполезная в реальной жизни.

3. Ошибочный эталон для сравнения.

Очень часто студенты сравнивают себя со школьниками и гордятся тем, что знают гораздо больше. Эта иллюзия продолжается, пока человек не задумается о работе и не обратит свой взор в другую сторону. Ведь если бы студенты сравнили себя с людьми, уже работающими в их будущей профессии, тогда бы увидели, что приближаются к цели миллиметровыми шагами. Не надо в вузе ровняться на всех. Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди, у которых нет больших перспектив. Может их запихнули в институт родители, они косили от армии, всякое бывает. Их удел, в большинстве своем, или работа не по специальности, или штатная низкооплачиваемая должность в какой-нибудь госконторе. Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком.

4. Профессиональное обучение составляет лишь маленькую часть того, что преподают в вузе.

Когда вы придете на работу, вас спросят, что вы уже умеете делать, а не чему вас учили. Вашего начальника будет интересовать, что вы знаете и умеете из того, что необходимо на должности. Почти как в вузе: вам ставят вполне конкретную задачу, но не объясняют, как ее делать и ждут результата в определенные сроки. Удачи вам! Если вам читают в вузе историю, а работать вы будете оператором в банке, это приближает вас к цели или удаляет от нее? Формально вы знаете больше. Значит, приближает? Но фактически, с каждым семестром, у вас остается все меньше и меньше времени, чтобы получить ценные профессиональные знания, а их объем остается прежним. Т.е. реально — отдаляет.

5. У вуза нет цели «сделать из вас высококлассного профессионала».

Очень сложно попасть в цель, когда ты в нее не целишься. Вас превращают во всесторонне развитого специалиста. Такое «второе общее среднее образование». Забыв только упомянуть, что человек, который учит все, не знает толком ничего. Помните три цели вуза: наука, общее образование и профессиональное образование? Как думаете, что пришлось сократить, чтобы добавить науку и общее образование? Правильно: профессиональные дисциплины. И вы все еще думаете, что цель вуза — сделать из вас профессионала?

6. Если человек учит больше двух предметов одновременно, он зря тратит свое время.

После школы это утверждение кажется ошибочным. Но на работе понимаешь, как оно справедливо. В школе уроки такие короткие, не потому что это эффективно, а потому что школьник — еще ребенок, и он просто не способен концентрироваться больше часа. Но частые переключения задач мешают мозгу эффективно думать. А на работе, с вас будут требовать, как со взрослого, и тут частые переключения между задачами начнут сильно снижать вашу эффективность. Почему, вы думаете, вы так быстро готовитесь к экзаменам? Вы просто не переключаетесь на другие задачи. Отсюда и резко возросшая эффективность. Представьте, что вы сидите на диете всего 6 часов в неделю, и как, скоро вам придется ждать результата?

7. В вузе человек только поверхностно знакомится с предметами.

Допустим, вы что-то учите два семестра. У вас две лекции и две практики в неделю. Серьезный подход по меркам универа. А сколько же это будет часов? 4 пары по 2 академических часа (1.5 обычных) — это 6 часов в неделю. В первом семестре мы учимся 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Во втором еще 4: февраль, март, апрель, май. Итого: 8 месяцев по 4.5 недели в каждом и 6 часов в неделю. 216 часов в год. Да будет вам известно, дорогие мои студенты, что в месяце — 180 рабочих часов, и любой ваш годовой курс можно усвоить всего за 1.5 месяца, а при желании (или необходимости) всего за месяц.

8. Вам преподают самые общие, малополезные и устаревшие знания.

А что не так? - 3Каждое знание имеет разную ценность в зависимости от проблемы, которую вам предстоит решить. Если вы тонете, то умение плавать гораздо полезнее курса философии, не так ли? А если устраиваетесь на работу кассиром, то умение считать важнее знания семи иностранных языков на базовом уровне. Самые полезные навыки для вашей профессиональной реализации — это, безусловно, практический опыт, знание последних достижений в вашей профессии. Преподаватель вуза чаще всего никогда не имел реального опыта в вашей будущей профессии и не знаком с последними достижениями. А если где-то про них и прочитал, то понятия не имеет об их ценности, как и когда их применять. Даже если вы выучите 100 ненужных предметов, они не заменят 10 необходимых.

9. Практические навыки в 10 раз ценнее теоритических знаний.

В жизни и на работе нам часто приходится что-то ДЕЛАТЬ. Если вы знаете, как делать, или думаете, что знаете, это еще не значит, что вы можете это сделать. Вы знаете, что курить вредно, и смогли бросить курить? Вы знаете, что заниматься спортом правильно, и можете каждый день им заниматься? Вы знаете, что английский полезен для карьеры и, конечно, смогли выучить его? Значение в жизни имеет только практика. Чем больше у вас знаний в ущерб навыкам, тем меньше от них толку. Как же вы поймете, что какие-то знания неверны, какие-то вы не знаете, как применять, а какие-то и вовсе не работают в реальном мире? Вы никогда не думали об этом? Добро пожаловать в реальный мир. Вы можете выучить правила дорожного движения на «хорошо» и «отлично», но ездить вы все равно не сможете. Теория — это хорошее подспорье для практики. Представьте, что вы строите стену: кирпичи — это практика, а раствор — это теория. Без раствора (теории) стена будет неустойчивой, но без кирпичей (практики) от вашей теории вообще нет никакого толку. Так что, господа, разделите ваши 5 лет в вузе на 10! Полгода — вот истинный результат ваших многолетних «усилий». Хотите доказательств? Когда вы устроитесь на работу и проработаете полгодика, вы поймете, что ваши вузовские знания удвоились.

10. Наука.

А что не так? - 4Можно подумать, что цель вуза выпускать ученых для науки. Но ученых у нас как раз достаточно. С этим проблем нет, проблема есть с финансированием науки. Ученым нужны исследовательские институты и лаборатории, чтобы они делали действительно что-то полезное, а не только статьи писали. Полетел бы Гагарин в космос, если бы на Байконур не было денег? Нет, конечно. То-то и оно. А где брать деньги на финансирование научных исследований? Из бюджета. А в бюджет как они попадают? Из налогов, которые платят компании и их сотрудники. Чтобы наука была успешной на каждого ученого вуз должен выпустить 10 профессионалов, способных конкурировать на международном рынке. А вуз плодит и плодит ученых. Вуз просто ничего больше не умеет. А от ученых без финансирования тоже толку никакого. Вот и выходит, что вся учеба в вузах — пустая трата времени и денег. Нужен вуз, который бы выпускал профессионалов. Люди, закончившие его, были бы довольны своей жизнью. Работодатели бы были довольны уровнем подготовки специалистов. Все бы были довольны. Вуз неэффективен, смиритесь с этим

Я спросил одного кадровика, почему все непременно требуют высшего образования. Он ответил: — Чтобы была гарантия, что человек в состоянии пяти лет бесплатно заниматься неинтересной ему фигнёй."

(Анекдот)
Почему вуз бесполезен в том, чтобы помочь вам стать высококлассным профессионалом:
  1. У него отсутствует цель сделать из вас профессионала
  2. Только треть всех предметов идет на вашу профессиональную подготовку
  3. Большая часть этих предметов преподается только теоретически и/или устарела
  4. Преподаватели часто никогда не работали по специальности
  5. Вы уделяете внимание 10 предметам одновременно и не можете как следует разобраться ни в одном
  6. Вуз не поощряет, если человек смог устроиться работать по специальности
  7. Преподаватели не хотят верить, что профессионалы нужнее ученых
Что ещё почитать?

10 мифов современного образования

Зачем становиться программистом

Информационные технологии