JavaRush /Java блог /Java Developer /Регулярные выражения в Java (RegEx)
Автор
Владимир Портянко
Java-разработчик в Playtika

Регулярные выражения в Java (RegEx)

Статья из группы Java Developer
Регулярные выражения — тема, которую программисты, даже опытные, зачастую откладывают на потом. Однако большинству Java-разработчиков рано или поздно придётся столкнуться с обработкой текстовой информации. Чаще всего — с операциями поиска в тексте и редактированием. Без регулярных выражений продуктивный и компактный программный код, связанный с обработкой текстов, попросту немыслим. Так что хватит откладывать, разберёмся с «регулярками» прямо сейчас. Это не такая уж и сложная задача.

Что такое регулярное выражение RegEx?

На самом деле регулярное выражение (RegEx в Java) – это шаблон для поиска строки в тексте. В Java исходным представлением этого шаблона всегда является строка, то есть объект класса String. Однако не любая строка может быть скомпилирована в регулярное выражение, а только та, которая соответствует правилам написания регулярного выражения – синтаксису, определенному в спецификации языка. Для написания регулярного выражения используются буквенные и цифровые символы, а также метасимволы – символы, имеющие специальное значение в синтаксисе регулярных выражений. Например:

String regex = "java"; // шаблон строки "java";
String regex = "\\d{3}"; // шаблон строки из трех цифровых символов;

Создание регулярных выражений в Java

Чтобы создать RegEx в Java, нужно сделать два простых шага:
  1. написать его в виде строки с учётом синтаксиса регулярных выражений;
  2. скомпилировать эту строку в регулярное выражение;
Работа с регулярными выражениями в любой Java-программе начинается с создания объекта класса Pattern. Для этого необходимо вызвать один из двух имеющихся в классе статических методов compile. Первый метод принимает один аргумент – строковый литерал регулярного выражения, а второй – плюс еще параметр, включающий режим сравнения шаблона с текстом:

public static Pattern compile (String literal)
public static Pattern compile (String literal, int flags)
Список возможных значений параметра flags определен в классе Pattern и доступен нам как статические переменные класса. Например:

Pattern pattern = Pattern.compile("java", Pattern.CASE_INSENSITIVE);//поиск совпадений с шаблоном будет производиться без учета регистра символов.
По сути, класс Pattern — это конструктор регулярных выражений. Под «капотом» метод compile вызывает закрытый конструктор класса Pattern для создания скомпилированного представления. Такой способ создания экземпляра шаблона реализован с целью создания его в виде неизменяемого объекта. При создании производится синтаксическая проверка регулярного выражения. При наличии ошибок в строке – генерируется исключение PatternSyntaxException.

Синтаксис регулярных выражений

Синтаксис регулярных выражений основан на использовании символов <([{\^-=$!|]})?*+.>, которые можно комбинировать с буквенными символами. В зависимости от роли их можно разделить на несколько групп:
1. Метасимволы для поиска совпадений границ строк или текста
Метасимвол Назначение
^ начало строки
$ конец строки
\b граница слова
\B не граница слова
\A начало ввода
\G конец предыдущего совпадения
\Z конец ввода
\z конец ввода
2. Метасимволы для поиска символьных классов
Метасимвол Назначение
\d цифровой символ
\D нецифровой символ
\s символ пробела
\S непробельный символ
\w буквенно-цифровой символ или знак подчёркивания
\W любой символ, кроме буквенного, цифрового или знака подчёркивания
. любой символ
3. Метасимволы для поиска символов редактирования текста
Метасимвол Назначение
\t символ табуляции
\n символ новой строки
\r символ возврата каретки
\f переход на новую страницу
\u 0085 символ следующей строки
\u 2028 символ разделения строк
\u 2029 символ разделения абзацев
4. Метасимволы для группировки символов
Метасимвол Назначение
[абв] любой из перечисленных (а,б, или в)
[^абв] любой, кроме перечисленных (не а,б, в)
[a-zA-Z] слияние диапазонов (латинские символы от a до z без учета регистра )
[a-d[m-p]] объединение символов (от a до d и от m до p)
[a-z&&[def]] пересечение символов (символы d,e,f)
[a-z&&[^bc]] вычитание символов (символы a, d-z)
5. Метасимволы для обозначения количества символов – квантификаторы. Квантификатор всегда следует после символа или группы символов.
Метасимвол Назначение
? один или отсутствует
* ноль или более раз
+ один или более раз
{n} n раз
{n,} n раз и более
{n,m} не менее n раз и не более m раз

Жадный режим квантификатора

Особенностью квантификаторов является возможность использования их в разных режимах: жадном, сверхжадном и ленивом. Сверхжадный режим включается добавлением символа «+» после квантификатора, а ленивый – символа «?». Например:

"А.+а" // жадный режим
"А.++а" // сверхжадный режим
"А.+?а" // ленивый режим
Попробуем на примере этого шаблона разобраться в работе квантификаторов в различных режимах. По умолчанию квантификатор работает в жадном режиме. Это означает, что он ищет максимально длинное совпадение в строке. В результате выполнения этого кода:

public static void main(String[] args) {
    String text = "Егор Алла Александр";
    Pattern pattern = Pattern.compile("А.+а");
    Matcher matcher = pattern.matcher(text);
    while (matcher.find()) {
        System.out.println(text.substring(matcher.start(), matcher.end()));
    }
}
мы получим такой вывод: Алла Алекса Алгоритм поиска по заданному шаблону "А.+а", выполняется в следующей последовательности:
  1. В заданном шаблоне первый символ – это русский символ буквы А. Matcher сопоставляет его с каждым символом текста, начиная с нулевой позиции. На нулевой позиции в нашем тексте находиться символ Е, поэтому Matcher перебирает последовательно символы в тексте, пока не встретит совпадение с шаблоном. В нашем примере это символ на позиции №5.

    Регулярные выражения в Java - 2
  2. После того, как найдено совпадение с первым символом шаблона, Matcher сверяет соответствие со вторым символом шаблона. В нашем случае это символ «.», который обозначает любой символ.

    Регулярные выражения в Java - 3

    На шестой позиции – символ буквы л. Разумеется, он соответствует шаблону «любой символ».

  3. Matcher переходит к проверке следующего символа из шаблона. В нашем шаблоне он задан с помощью квантификатора «.+». Поскольку количество повторений «любого символа» в шаблоне – один и более раз, Matcher берет по очереди следующий символ из строки и проверяет его на соответствие шаблону, до тех пор, пока будет выполняться условие «любой символ», в нашем примере – до конца строки (с поз. №7 -№18 текста).

    Регулярные выражения в Java - 4

    По сути, Matcher, захватывает все строку до конца – в этом как раз и проявляется его «жадность».

  4. После того как Matcher дошел до конца текста и закончил проверку для части шаблона «А.+», Matcher начинает проверку для оставшейся части шаблона – символ буквы а. Так как текст в прямом направлении закончился, проверка происходит в обратном направлении, начиная с последнего символа:

    Регулярные выражения в Java - 5
  5. Matcher «помнит» количество повторений в шаблоне «.+» при котором он дошел до конца текста, поэтому он уменьшает количество повторений на единицу и проверяет соответствие шаблона тексту, до тех пор пока не будет найдено совпадение: Регулярные выражения в Java - 6

Сверхжадный режим квантификатора

В сверхжадном режиме работа матчера аналогична механизму жадного режима. Отличие состоит в том, что при захватывании текста до конца строки поиск в обратном направлении не происходит. То есть первые три этапа при сверхжадном режиме будут аналогичны жадному режиму. После захвата всей строки матчер добавляет остаток шаблона и сравнивает с захваченной строкой. В нашем примере при выполнении метода main с шаблоном "А.++а" совпадений не будет найдено. Регулярные выражения в Java - 7

Ленивый режим квантификатора

  1. В этом режиме на начальном этапе, как и в жадном режиме, ищется совпадение с первым символом шаблона:

    Регулярные выражения в Java - 8
  2. Далее ищется совпадение со следующим символом шаблона – любым символом:

    Регулярные выражения в Java - 9
  3. В отличие от жадного режима, в ленивом ищется самое короткое совпадение в тексте, поэтому после нахождения совпадения со вторым символом шаблона, который задан точкой и соответствует символу на позиции №6 текста, Matcher будет проверять соответствие текста остатку шаблона – символу «а»

    Регулярные выражения в Java - 10
  4. Поскольку совпадение с шаблоном в тексте не найдено (на позиции №7 в тексте находится символ «л»), Matcher добавляет еще один «любой символ» в шаблоне, так как он задан как один и более раз, и опять сравнивает шаблон с текстом на позициях с №5 по №8:

    Регулярные выражения в Java - 11
  5. В нашем случае найдено совпадение, но конец текста ещё не достигнут. Поэтому с позиции №9 проверка начинается с поиска первого символа шаблона по аналогичному алгоритму и далее повторяется вплоть до окончания текста.

    Регулярные выражения в Java - 12
В результате работы метода main при использовании шаблона "А.+?а" мы получим следующий результат: Алла Алекса Как видно из нашего примера, при использовании разных режимов квантификатора для одного и того же шаблона мы получили разные результаты. Поэтому необходимо учитывать эту особенность и выбирать нужный режим в зависимости от желаемого результата при поиске.

Экранирование символов в регулярных выражениях

Поскольку регулярное выражение в Java, а точнее — его исходное представление задается с помощью строкового литерала, необходимо учитывать те правила спецификации Java, которые касаются строковых литералов. В частности, символ обратной косой черты «\» в строковых литералах в исходном коде Java интерпретируется как символ управляющей последовательности, который предупреждает компилятор, что следующий за ним символ — специальный и что его нужно особым образом интерпретировать. Например:

String s = "The root directory is \nWindows";//перенос Windows на новую строку
String s = "The root directory is \u00A7Windows";//вставка символа параграфа перед Windows
Поэтому в строковых литералах, которые описывают регулярное выражение, и используют символ «\» (например, для метасимволов) его нужно удваивать, чтобы компилятор байт-кода Java не интерпретировал его по-своему. Например:

String regex = "\\s"; // шаблон для поиска символов пробела
String regex = "\"Windows\""; // шаблон для поиска строки "Windows"
Двойной символ обратной косой черты также следует использовать для экранирования символов, задействованных в качестве специальных, если мы планируем их использовать как «обычные» символы. Например:

String regex = "How\\?"; // шаблон для поиска строки “How?”

Методы класса Pattern

В классе Pattern есть и другие методы для работы с регулярными выражениями: String pattern() – возвращает исходное строковое представление регулярного выражения, из которого был создан объект Pattern:

Pattern pattern = Pattern.compile("abc");
System.out.println(Pattern.pattern())//"abc"
static boolean matches(String regex, CharSequence input) – позволяет проверить регулярное выражение, переданное в параметре regex на соответствие тексту, переданному в параметре input. Возвращает: true – если текст соответствует шаблону; false – в противном случае; Пример:

System.out.println(Pattern.matches("А.+а","Алла"));//true
System.out.println(Pattern.matches("А.+а","Егор Алла Александр"));//false
int flags() – возвращает значения параметра flags шаблона, которые были установлены при его создании, или 0, если этот параметр не был установлен. Пример:

Pattern pattern = Pattern.compile("abc");
System.out.println(pattern.flags());// 0
Pattern pattern = Pattern.compile("abc",Pattern.CASE_INSENSITIVE);
System.out.println(pattern.flags());// 2
String[] split(CharSequence text, int limit) – разбивает текст, переданный в качестве параметра на массив элементов String. Параметр limit определяет предельное количество совпадений, которое ищется в тексте:
  • при limit>0 – выполняется поиск limit-1 совпадений;
  • при limit<0 – выполняется поиск всех совпадений в тексте
  • при limit=0 – выполняется поиск всех совпадений в тексте, при этом пустые строки в конце массива отбрасываются;
Пример:

public static void main(String[] args) {
    String text = "Егор Алла Анна";
    Pattern pattern = Pattern.compile("\\s");
    String[] strings = pattern.split(text,2);
    for (String s : strings) {
        System.out.println(s);
    }
    System.out.println("---------");
    String[] strings1 = pattern.split(text);
    for (String s : strings1) {
        System.out.println(s);
    }
}
Вывод на консоль: Егор Алла Анна -------- Егор Алла Анна Еще один метод класса для создания объекта Matcher рассмотрим ниже.

Методы класса Matcher

Matcher представляет собой класс, из которого создается объект для поиска совпадений по шаблону. Matcher – это «поисковик», «движок» регулярных выражений. Для поиска ему надо дать две вещи: шаблон поиска и «адрес», по которому искать. Для создания объекта Matcher предусмотрен следующий метод в классе Pattern: рublic Matcher matcher(CharSequence input) В качестве аргумента метод принимает последовательность символов, в котором будет производиться поиск. Это объекты классов, реализующих интерфейс CharSequence. в качестве аргумента можно передать не только String, но и StringBuffer, StringBuilder, Segment и CharBuffer. Шаблоном для поиска является объект класса Pattern, на котором вызывается метод matcher. Пример создания матчера:

Pattern p = Pattern.compile("a*b");// скомпилировали регулярное выражение в представление
Matcher m = p.matcher("aaaaab");//создали поисковик в тексте “aaaaab” по шаблону "a*b"
Теперь с помощью нашего «поисковика» мы можем искать совпадения, узнавать позицию совпадения в тексте, заменять текст с помощью методов класса. Метод boolean find() ищет очередное совпадение в тексте с шаблоном. С помощью этого метода и оператора цикла можно производить анализ всего текста по событийной модели (осуществлять необходимые операции при наступлении события – нахождении совпадения в тексте). Например, с помощью методов этого класса int start() и int end() можно определять позиции совпадения в тексте, а с помощью методов String replaceFirst(String replacement) и String replaceAll(String replacement) заменять в тексте совпадения на другой текст replacement. Пример:

public static void main(String[] args) {
    String text = "Егор Алла Анна";
    Pattern pattern = Pattern.compile("А.+?а");

    Matcher matcher = pattern.matcher(text);
    while (matcher.find()) {
        int start=matcher.start();
        int end=matcher.end();
        System.out.println("Найдено совпадение " + text.substring(start,end) + " с "+ start + " по " + (end-1) + " позицию");
    }
    System.out.println(matcher.replaceFirst("Ира"));
    System.out.println(matcher.replaceAll("Ольга"));
    System.out.println(text);
}
Вывод программы: Найдено совпадение Алла с 5 по 8 позицию Найдено совпадение Анна с 10 по 13 позицию Егор Ира Анна Егор Ольга Ольга Егор Алла Анна Из примера видно, что методы replaceFirst и replaceAll создают новый объект String – строку, представляющую собой исходный текст, в котором совпадения с шаблоном заменены на текст, переданный методу в качестве аргумента. Причём метод replaceFirst заменяет только первое совпадение, а replaceAll – все совпадения в тесте. Исходный текст остается без изменений. Использование других методов класса Matcher, а также примеры регулярных выражений можно посмотреть в этом цикле статей. Наиболее частые операции с регулярными выражениями при работе с текстом из классов Pattern и Matcher встроены в класс String. Это такие методы как split, matches, replaceFirst, replaceAll. Но на самом деле «под капотом» они используют классы Pattern и Matcher. Поэтому, если вам нужно заменить текст или сравнить строки в программе без написания лишнего кода, используйте методы класса String. Если же вам нужны расширенные возможности – вспомните о классах Pattern и Matcher.

Заключение

Регулярное выражение описывается в Java-программе с помощью строк, подходящих под определённый правилами шаблон. При выполнении кода Java перекомпилирует эту строку в объект класс Pattern и использует объект класса Matcher для поиска соответствий в тексте. Как я уже говорил в начале, регулярные выражения очень часто откладывают на потом, считая сложной темой. Однако если разобраться с основами синтаксиса, метасимволами, экранированием и изучить примеры регулярных выражений, они оказываются гораздо проще, чем кажутся на первый взгляд.
Комментарии (85)
ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ ИЛИ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ,
ПЕРЕЙДИТЕ В ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Yasudis Oleg Уровень 16
10 января 2024
Извините, все комментарии не читал, но у меня любопытный вопрос, будет ли эффективно использовать Patter для определения типов трёх данных(целых, вещественных, и просто строковых типов) в высоконагруженном приложении? Приблизительно в таком виде на проверку при чтении построчно файл:

if (Pattern.matches("^-?\\d+$", line)) {
                        ints.add(line); //целое число
                    } else if (Pattern.matches("^-?\\d+(\\.\\d+)?$", line)) {
                        floats.add(line); //вещественное число
                    } else {
                        strings.add(line);//строка
                    }
или можно сделать более эффективнее использовать NumberUtils.isNumber(str)
Максим Li Уровень 36
14 ноября 2023
Полезно, спасибо!
Nikita Уровень 33
25 августа 2023
Было бы здорово если бы еще дали описание по символьным классам: "\p" - docs.oracle Unicode scripts, blocks, categories and binary properties are written with the \p and \P constructs as in Perl. \p{prop} matches if the input has the property prop, while \P{prop} does not match if the input has that property. POSIX character classes (US-ASCII only) \p{Lower} A lower-case alphabetic character: [a-z] \p{Upper} An upper-case alphabetic character:[A-Z] \p{ASCII} All ASCII:[\x00-\x7F] \p{Alpha} An alphabetic character:[\p{Lower}\p{Upper}] \p{Digit} A decimal digit: [0-9] \p{Alnum} An alphanumeric character:[\p{Alpha}\p{Digit}] \p{Punct} Punctuation: One of !"#$%&'()*+,-./:;<=>?@[\]^_`{|}~ \p{Graph} A visible character: [\p{Alnum}\p{Punct}] \p{Print} A printable character: [\p{Graph}\x20] \p{Blank} A space or a tab: [ \t] \p{Cntrl} A control character: [\x00-\x1F\x7F] \p{XDigit} A hexadecimal digit: [0-9a-fA-F] \p{Space} A whitespace character: [ \t\n\x0B\f\r] java.lang.Character classes (simple java character type) \p{javaLowerCase} Equivalent to java.lang.Character.isLowerCase() \p{javaUpperCase} Equivalent to java.lang.Character.isUpperCase() \p{javaWhitespace} Equivalent to java.lang.Character.isWhitespace() \p{javaMirrored} Equivalent to java.lang.Character.isMirrored() Classes for Unicode scripts, blocks, categories and binary properties \p{IsLatin} A Latin script character (script) \p{InGreek} A character in the Greek block (block) \p{Lu} An uppercase letter (category) \p{IsAlphabetic} An alphabetic character (binary property) \p{Sc} A currency symbol \P{InGreek} Any character except one in the Greek block (negation) [\p{L}&&[^\p{Lu}]] Any letter except an uppercase letter (subtraction)
14 июля 2023
не убедили, оставлю эту тему на потом!
jurjul Уровень 8
20 марта 2023
ПОДСКАЖИТЕ! Как в перечисление символов [ ...] включить еще и символы квадртаных скобок??
Griboed Уровень 30
10 февраля 2023
В регулярках есть еще оператор ИЛИ, вот так пишется: | Например, в следующей строке задается регулярка, которая при отправлении ее в Matcher позволит искать ОДИН символ, но им может быть как ";" так и ":" :

Pattern pattern = Pattern.compile(":|;");
--- А вообще, регулярки в java - это отдельный язык, со своими операторами, квантификаторами и своим синтаксисом.
Mixalight #3201150 Уровень 8
5 февраля 2023
Может кто-то подсказать пожалуйста такую вещь. Например у меня стоит задача - выделить все слова с заглавной буквы в кавычки с помощью регулярок. Как найти - понятно, а вот как мне указать на что я заменяю? Я использую две строки и метод replaceAll(требования такие)
Александр Уровень 32
19 января 2023
Что значит "цифровой символ"?

String regex=”\\d{3}”; // шаблон строки из трех цифровых символов;
Brain4Real Уровень 28
25 августа 2022
Ошибка в методах класса Pattern:

Pattern pattern = Pattern.compile("abc");
System.out.println(Patternpattern.pattern());//"abc"
метод pattern() нестатический, поэтому его надо вызывать не из класса Pattern, а из объекта pattern
prime Уровень 42
19 августа 2022
чтобы проверить строку на регулярку в intellij idea тыкнуть на регулярку и Alt+Enter потом ChekRegex собрал статью в одну картинку для удобного поиска нужного