Элли, переменные и их типы - 1

Фрагмент лекции JavaRush - университета.


В каюту вошла шикарная женщина с розовыми волосами. «Интересно, неужели все человеческие женщины с такими волосами?» — успел подумать Амиго, но быстро смутился под ее взглядом.

— Привет! Меня зовут Эллеонора Керри, можно просто Элли. Я штурман корабля «Galactic Rush».

— Привет, Элли! – смущенно выдавил из себя Амиго. Он не знал почему, но чувствовал, что его щеки горят, как будто пробило маслопровод где-то внутри.

— Я расскажу тебе о самом интересном, что есть в языке Java – о переменных.

— Я готов слушать. А что такое эти переменные?

— Переменные – это специальная штука для хранения данных. Любых данных. Все данные в Java хранятся с помощью переменных. Больше всего переменная по смыслу напоминает коробку.

— Какую коробку?

— Да обычную. Вот, допустим, что ты написал на листке число 13 и положил этот лист в коробку, теперь мы можем говорить, что «коробка хранит значение 13».

— Каждая переменная в Java имеет три важных свойства: тип, имя и значение.

— А можно поподробнее?

— Конечно. Имя используется для того, чтобы отличать одну переменную от другой. Это как надпись на коробке.

— Тип переменной определяет тип значений/данных, которые в ней можно хранить. В коробке для торта храним торт, в коробке для обуви – туфли, и т.д.

— Значение – это некий объект, данные или информация, которая хранится в переменной.

— А можно про тип еще раз?

— Ок. Каждый объект в языке Java имеет свой тип. Например, могут быть такие типы данных: «целое число», «дробное число», «текст», «тип Кот», «тип Дом» и т.д.

— У переменной тоже есть свой тип. Переменная может хранить значения только того же типа, что и она сама.

— В реальной жизни это часто встречается. Разные коробки используются для хранения различных вещей:

Элли, переменные и их типы - 2

— Чтобы создать переменную используется команда вида: «тип имя».

Примеры:

Создание переменной:
сначала тип, затем имя.
Описание
1
int a;
Создаем переменную по имени a типа int.
2
String s;
Создаем переменную по имени s типа String.
3
double c;
Создаем переменную по имени c типа double.

— Два самых часто используемых типа – это целые числа (обозначается словом int) и текст (обозначается словом String).

— А тип double?

double – это дробные (вещественные) числа.

— Ты говорила, что у переменной три свойства: тип, имя и значение. А тут только два. У меня вопрос — а как занести значение в переменную?

— Если вернуться к аналогии с коробками, то представь, что ты взял листик, написал на нем число 42 и положил в коробку. Теперь коробка хранит значение 42.

— Ясно.

— Для занесения значения в переменную существует специальная операция – операция присваивания. Она копирует значение из одной переменной в другую. Не переносит, а именно копирует. Как файл на диске. Выглядит это так:

Код Описание
1
i = 3;
В переменную i заносится значение 3.
2
a = 1;
b = a+1;
В переменную a заносится значение 1.
В переменную b заносится значение 2.
3
x = 3;
x = x + 1;
В переменную x заносится значение 3.
В следующей строчке значение x увеличивается на 1, x теперь равен 4

— Для операции присваивания используется символ равно «=».

— Еще раз. Это не сравнивание. Это именно копирование значения справа от знака равно в переменную, которая слева. Для сравнения в языке Java используется двойное равно «==».

— А я знаю, как положить в переменную кота. Это почти как программа.

— Как поймать кота:

1 Возьмите пустую коробку.

2 Ждите.

Элли, переменные и их типы - 3

— Нет, Амиго, в коробку можно запихнуть только одного кота. Тьфу! В переменную можно положить только одно значение.

— Ясно. А можно еще примеров, как создать переменные?

— ОК, повторюсь. Чтобы создать переменную, нужно написать такую команду «тип имя»

Код Пояснение
1
String s;
Создается переменная s типа String.
Такая переменная может хранить тексты.
2
int x;
Создается переменная x типа int.
Такая переменная может хранить в себе целые числа.
3
int a, b, c;
int d;
Создаются переменные a, b, c, d типа int.
Такие переменные могут хранить целые числа

— О, теперь все понятно.

— Учти, что нельзя создать две переменных с одинаковыми именами в одном методе.

— А в разных методах?

— В разных методах – можно. Это как коробки стоящие в разных домах.

— А имя переменной может быть любым?

— Почти, но оно не может содержать пробелов, символов +,- и т.д. Лучше всего в имени переменной использовать только латинские символы и цифры.

— Обрати внимание, что в языке Java играет роль, какие буквы ты напишешь – большие или маленькие. «int a» – это не то же самое, что и «Int a» .

— Кстати, в Java можно одновременно создавать переменную и присваивать ей значение. Это экономит время и место:

Компактный код Длинный код, эквивалентный коду слева
1
int a = 5;
int b = 6;
int a;
a = 5;
int b;
b = 6;
2
int c = 7;
int d = c+1;
int c;
c = 7;
int d;
d = c+1;
3
String s = "I’m Amigo";
String s;
s = "I’m Amigo";

— Так гораздо компактнее и понятнее.

— На том и стоим.

— Есть два типа, с которыми обязательно нужно познакомиться новичку в языке Java. Это типы int (целые числа) и String (текст/строки).

— Тип int позволяет хранить в переменной числа, а также выполнять над ними различные операции: сложение, вычитание, умножение, деление и другие.

Код Пояснение
1
int x = 1;
int y = x*2;
int z = 5*y*y + 2*y + 3;
x будет равен 1
y будет равен 2
z будет равен 20+4+3, будет равен 27
2
int a = 5;
int b = 1;
int c = (a-b) * (a+b);
a будет равно 5
b будет равно 1
c будет равно 4*6, будет равно 24
3
int a = 64;
int b = a/8;
int c = b/4;
int d = c*3;
a будет равно 64
b будет равно 8
c будет равно 2
d будет равно 6

— А мне все понятно. Все программирование такое легкое?

— Вообще-то да.

— Это хорошо. Так что там у тебя дальше?

— Тип String позволяет хранить текстовые строки.

— Чтобы задать какую-то текстовую строку, в Java надо написать текст строки, а с обеих сторон написать двойные кавычки. Пример:

Код Пояснение
1
String s = "Amigo";
s будет содержать текст «Amigo».
2
String s = "123";
s будет содержать текст «123».
3
String s = "123 + 456";
s будет содержать текст «123 + 456».

— Я понял. Выглядит не сложно.

— Тогда вот тебе еще интересный факт.

— Строки можно склеивать с помощью знака плюс – «+». Пример:

Код Пояснение
1
String s = "Amigo" + " is the best";
s будет содержать текст «Amigo is the best».
2
String s = "";
s будет содержать пустую строку – строку вообще без символов.
3
int x = 333;
String s = "Amigo" + x;
s будет содержать «Amigo333».

— Так можно еще и складывать строки и числа?

— Да, но учти, что при сложении строк и чисел, всегда получается строка.

— Да я уже догадался по примеру.

— Ну, раз ты у нас такой догадливый, то догадайся, как вывести переменную на экран?

— Э-э-э. Переменную? на экран? Что-то ничего в голову не приходит.

— Тут на самом деле все просто. Чтобы вывести что-то на экран мы используем команду System.out.println(), куда в качестве параметра и передаем то, что мы выводим.

Код Вывод на экран
1
System.out.println("Amigo");
Amigo
2
System.out.println("Ami"+"go");
Amigo
3
String s = "Amigo";
System.out.println(s);
Amigo
4
String s = "Am";
System.out.println(s+"igo");
Amigo

— Ага! Теперь все стало гораздо понятнее.

— Вот и отлично. Тогда тебе еще три задания.