javarush гослинг

Уровень 10

Невысшее необразование

Вы достигли 10 уровня - 1

А давайте зададимся вопросом: зачем люди идут в ВУЗы?

Помните простую фразу: не будешь хорошо учиться – пойдешь дворником работать. Можно даже подумать, что все, кто идут учиться, – не хотят работать дворниками? А чего же тогда они хотят? Они хотят полную противоположность работе дворника.

Люди идут учиться в ВУЗ, чтобы иметь высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу! Чтобы была возможность купить дом, машину. Иметь все, хоть и не всегда (одно из определений среднего класса).

Люди думают, что учеба в ВУЗе дает высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу. Она не дает. Но ВУЗ про это молчит, а мы продолжаем верить, что «вот выучимся – получим отличную работу». 5 лет в среднем ВУЗе не приблизят вас к вашей «хорошей работе» ни на сантиметр. Потому, что:

1. Преподаватели в большинстве ВУЗов не могут научить вас быть профессионалом, ведь они сами мало что умеют.

Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат, работают в ВУЗах на своих небольших зарплатах? Потому, что они не могут претендовать на квалифицированные должности на рынке труда. Им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят. В лучших ВУЗах мира другая ситуация, но сейчас разговор не про них.

Как думаете, успешный финансист пойдет работать топ-менеджером в банк на зарплату в $3,000 в месяц или доцентом в ВУЗ на зарплату в $300 в месяц? Чаще всего в ВУЗах преподают профессионалы-неудачники, которые не смогли найти себе работу вне ВУЗа. Исключения есть, но их очень и очень мало.

Сразу оговорюсь, что есть в ВУЗах и хорошие преподаватели, и очень хорошие. Но их даже не меньшинство, их – единицы. Хороший преподаватель должен не только доступно и понятно преподавать свой предмет, но и сделать упор на практическую применимость этих знаний. Большинству преподавателей нет дела до актуальности их знаний.

2. Преподаватели средних ВУЗов превозносят науку и презирают профессиональную реализацию.

Корни этого следует искать в том, что все преподаватели не состоялись как профессионалы. И единственный способ найти себе оправдание – это то, что профессиональная реализация – это недостойное занятие. Если вы не ходите на лекции, потому что ездите на научные конференции, то вы – молодец. А если вы много пропускаете, потому что работаете – к этому совершенно другое отношение.

Преподаватели — как монахи-затворники. Профессия – это все суета сует. Вот мы посвятили себя служению богу науке, и целый день читаем молитвы пишем научные статьи. Цель может и благородная, но абсолютно бесполезная в реальной жизни.

3. Ошибочный эталон для сравнения.

Очень часто студенты сравнивают себя со школьниками и гордятся тем, что знают гораздо больше. Эта иллюзия продолжается, пока человек не задумается о работе, и не обратит свой взор в другую сторону. Ведь если бы студенты сравнили себя с людьми, уже работающими в их будущей профессии, тогда бы увидели, что приближаются к цели миллиметровыми шагами.

Не надо в ВУЗе равняться на всех. Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди, у которых нет больших перспектив. Может их запихнули в институт родители, они слабо представляют себе будущую профессию, всякое бывает.

Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком.

4. Профессиональное обучение составляет лишь маленькую часть того, что преподают в ВУЗе.

Когда вы придете на работу, вас спросят о том, что вы уже умеете делать, а не чему вас учили. Вашего начальника будет интересовать, что вы знаете и умеете из того, что необходимо на должности, на которую вы претендуете. Почти как в ВУЗе: вам ставят вполне конкретную задачу, но не объясняют, как ее делать, и ждут результата в конкретные сроки. Удачи!

Если вам читают в ВУЗе историю, а работать вы будете оператором в банке – это приближает вас к цели или удаляет от нее? Формально вы знаете больше. Значит – приближает? Но фактически, с каждым семестром, у вас остается все меньше и меньше времени, чтобы получить ценные профессиональные знания, а их объем остается прежним. Т.е. реально – отдаляет.

5. У ВУЗа нет цели «сделать из вас высококлассного профессионала».

Очень сложно попасть в цель, когда ты в нее не целишься. Вас превращают во всесторонне развитого специалиста. Особенно это характерно для Европы. Такое «второе общее среднее образование». Забыв только упомянуть, что человек, который учит все – не знает толком ничего.

Помните три цели ВУЗа: наука, общее образование и профессиональное образование? Как думаете, что пришлось сократить, чтобы добавить науку и общее образование? Правильно: профессиональные дисциплины. И вы все еще думаете, что цель ВУЗа – сделать из вас профессионала?

6. Если человек учит больше двух предметов одновременно, он зря тратит свое время.

После школы это утверждение кажется ошибочным. Но на работе понимаешь, как оно справедливо. В школе уроки такие короткие, не потому что это эффективно, а потому что школьник – еще ребенок, и он просто не способен концентрироваться больше часа. Но частые переключения задач мешают мозгу эффективно думать. А на работе с вас будут требовать, как со взрослого, и тут частые переключения между задачами начнут сильно снижать вашу эффективность.

Почему, вы думаете, вы так быстро готовитесь к экзаменам? Вы просто не переключаетесь на другие задачи. Отсюда и резко возросшая эффективность. Учеба маленькими кусочками – это откровенная глупость. Представьте, что вы сидите на диете всего 6 часов в неделю, и как скоро вам придется ждать результата?

7. В вузе человек только поверхностно знакомится с предметами.

Допустим, вы что-то учите два семестра. У вас две лекции и две практики в неделю. Серьезный подход по меркам универа. А сколько же это будет часов? 4 пары по 2 академических часа (1.5 обычных) – это 6 часов в неделю.

В первом семестре мы учимся 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Во втором еще 4: февраль, март, апрель, май. Итого: 8 месяцев по 4.5 недели в каждом и 6 часов в неделю. 216 часов в год.

Да будет вам известно, дорогие мои студенты, что в месяце 180 рабочих часов и любой ваш годовой курс можно усвоить всего за 1.5 месяца, а при желании (или необходимости) всего за месяц.

8. Вам преподают самые общие, малополезные и устаревшие знания.

Вы достигли 10 уровня - 2

Каждое знание имеет разную ценность в зависимости от проблемы, которую вам предстоит решить. Если вы тонете, то умение плавать гораздо полезнее курса философии, не так ли? А если устраиваетесь на работу кассиром, то умение считать важнее знания семи иностранных языков на базовом уровне.

Самые полезные навыки для вашей профессиональной реализации – это, безусловно, практический опыт и знание последних достижений в вашей профессии. Преподаватель среднего ВУЗа – чаще всего никогда не имел реального опыта в вашей будущей профессии и не знаком с последними достижениями. А если где-то про них и прочитал, то понятия не имеет об их ценности, как и когда их применять.

Даже если вы выучите 100 ненужных предметов, они не заменят 10 необходимых.

9. Практические навыки в 10 раз ценнее теоретических знаний.

В жизни и на работе нам часто приходится что-то ДЕЛАТЬ. Если вы знаете, как делать, или думаете, что знаете, это еще не значит, что вы можете это сделать. Вы знаете, что курить вредно, и смогли бросить курить? Вы знаете, что заниматься спортом правильно, и можете каждый день им заниматься? Вы знаете, что иностранные языки полезны для карьеры и, конечно, смогли выучить парочку?

Значение в жизни имеет только практика. Чем больше у вас знаний в ущерб навыкам, тем меньше от них толку. Как же вы поймете, что какие-то знания неверны, устарели, вы применяете их не к месту, а какие-то и вовсе не работают в реальном мире? Вы никогда не думали об этом? Добро пожаловать в реальный мир.

Вы можете выучить правила дорожного движения на «хорошо» и «отлично», но ездить вы все равно не сможете. Теория – это хорошее подспорье для практики. Представьте, что вы строите стену: кирпичи – это практика, а раствор – это теория. Без раствора (теории) стена будет неустойчивой, но без кирпичей (практики) от вашей теории вообще нет никакого толку.

Так что, господа, разделите ваши 5 лет в вузе на 10! Полгода – вот истинный результат ваших многолетних «усилий». Хотите доказательств? Когда вы устроитесь на работу, и проработайте полгодика, вы поймете, что ваши ВУЗовские знания – удвоились.