1. Тип boolean

Как мы уже убедились, в Java есть очень полезный оператор — if-else. Он выполняет один блок команд, если условие в скобках истинно, и второй блок команд, если условие ложно.

Чтобы было удобно работать с выражениями, которые могут быть истинными или ложными, в Java добавили специальный тип — boolean. Его главная особенность заключается в том, что переменные этого типа могут принимать всего два значения: true (истина) и false (ложь).

Никакие другие значения присвоить переменным типа boolean невозможно. Компилятор не позволит.

И зачем же нужен такой примитивный тип?

Все дело в том, что в него можно сохранять значения логических выражений. Пример:

Код Пояснение
boolean isOK = true;
Логическая переменная isOK содержит значение true (истина)
boolean hasError = false;
Логическая переменная hasError содержит значение false (ложь)
int age = 70;
boolean isSenior = (age > 65);
Логическая переменная isSenior содержит значение true (истина)
int record = 612;
int value = 615;
boolean hasNewRecord = (value > record);
Логическая переменная hasNewRecord содержит значение true (истина)
int min = 0;
int max = 100;
int temperature = -20;
boolean isIce = (temperature < min);
boolean isSteam = (temperature > max);

Логическая переменная isIce содержит значение true (истина)

Логическая переменная isSteam содержит значение false (ложь)


2. Использование булевых переменных

От булевых переменных было бы мало толку, если бы в них можно было только сохранять результаты выражений. Все дело в том, что их можно еще и использовать. Где? Да везде, где можно написать логическое выражение.

Например, логическую переменную можно подставить в условие if-а:

Код Эквивалент
int age = 70;
boolean isSenior = (age > 65);
if (isSenior)
   System.out.println("Пора на пенсию");
int age = 70;
if (age > 65)
   System.out.println("Пора на пенсию");

В данном примере выгоды от такой замены немного, но чем больше программа, тем сложнее у нее условия. В ближайшее время вы в этом убедитесь.


undefined
3
Задача
Java Syntax Pro, 3 уровень, 5 лекция
Недоступна
Измерим температуру тела
Программа считывает с клавиатуры значение температуры тела и выдает сообщение о том, что температура тела высокая, низкая или нормальная, в зависимости от условий. В классе объявлены две булевые переменные isHigh (высокая температура) и isLow (низкая), в которые нужно вынести соответствующие усл

3. Операторы сравнения

В Java, как и в других языках программирования, часто приходится сравнивать переменные между собой. И именно для сравнения в Java есть такие операторы:

Оператор Пояснение Пример
< Меньше a < 10
> Больше b > a
<= Меньше либо равно a <= 10
>= Больше либо равно speed >= max
== Равно age == 18
!= Не равно time != 0

Результатом действия каждого из приведенных операторов будет логическое выражение. Его можно сохранить в переменную типа boolean, ну или использовать в качестве условия в if.

Важный момент 1:

Операторы, состоящие из двух символов, разрывать нельзя.

Т.е. такой код компилироваться не будет:

a < = 10
speed > = max
age = = 18
time ! = 0
Важный момент 2:

Обратите внимание, что операторов => и =< нет: есть только <= и >=. Если вы напишете a =< 3, ваш код просто не скомпилируется.

Важный момент 3:

В Java вы не можете записать выражение вида 18 < age < 65. Ведь у выражения 18 < age будет значение true или false. А сравнивать true < 65 (разные типы) нельзя. По крайней мере, в языке Java.

И что же делать? Ответ на этот вопрос вы найдете в следующей лекции.


undefined
3
Задача
Java Syntax Pro, 3 уровень, 5 лекция
Недоступна
Три числа
Ввести с клавиатуры три целых числа. Определить, есть ли среди них хотя бы одна пара равных между собой чисел. Если такая пара существует, вывести на экран числа через пробел. Если все три числа равны между собой, то вывести все три. Примеры: а) при вводе чисел 1 2 2 получим вывод 2 2 б) при вводе ч