Давайте поговорим об образовании. О том, что это такое на самом деле. А также о том, чем, вопреки мнению большинства, оно не является.

У большинства образование прежде всего ассоциируется с вузами, в которые поступают после школы. Считается, что хорошее образование, полученное в достойном и уважаемом вузе, практически гарантирует человеку стабильную и высокооплачиваемую работу в будущем. Но с каждым годом вера в высшее образование как способ обеспечить себе достойную профессию и безбедное существование на всю оставшуюся жизнь слабеет и рушится.

Все больше людей понимают, что 5 лет в среднем вузе не приблизят их к достойной и хорошо оплачиваемой работе ни на сантиметр. И проблема не только в вузах как таковых, но и в нашем отношении к образованию в целом. Оно постепенно меняется, но недостаточно быстро, чтобы поспеть за стремительно глобализирующимся и конкурентным миром настоящего, который развивается порой просто немыслимыми темпами.

Чтобы от него не отставать, прежде всего нужно учиться. И в данном случае мы говорим не об учебе в вузах, а об умении проводить переоценку ценностей, менять устоявшиеся шаблоны мышления и избавляться от груза заблуждений, которые тянут нас на дно.

"Неграмотными людьми 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться," — сказал Алвин Тоффлер. Чрезвычайно точное наблюдение американского социолога и писателя.

Что не так с традиционной системой высшего образования? Разберем ряд заблуждений, связанных с учебой в вузах и образованием в целом.

1. Диплом — не равно успешная карьера

Многие люди все еще думают, что учеба в хорошем вузе дает высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу. На самом деле это не так. По большому счету, данное утверждение никогда не соответствовало действительности, просто раньше поступление в вуз было чуть ли не единственным возможным способом попасть в какую-либо профессию, ведь других вариантов получить необходимые теоретические знания просто не существовало.

Но времена изменились, появился Интернет, и барьеры на пути искателя знаний не то чтобы совсем рухнули, но стали заметно ниже. Онлайн-обучение в университетах, специализированные курсы по прокачке профскилов и изучению инструментов, которые только-только появились в той или иной сфере деятельности; разбор сложных дисциплин в интерактивной форме и дистанционное менторство от топовых специалистов — возможностей для развития масса. Мир уже совсем другой, а многие продолжают верить, что путь к хорошей работе лежит исключительно через вуз.

2. Ошибочный эталон для сравнения

Все время вплоть до того момента, как они завершат учебу и приступят к поиску работы, большинство студентов находятся в плену у заблуждения, которое зовется ошибочным эталоном сравнения. Попросту говоря, они сравнивают себя со своими сокурсниками, и гордятся, если успевают в учебе лучше, чем те.

Эта иллюзия сохраняется, пока человек не задумается о работе и не обратит свой взор в другую сторону. Ведь если бы студенты сравнили себя с людьми, уже работающими в их будущей профессии, то увидели бы, что приближаются к цели миллиметровыми шагами. А учитывая то, как быстро развиваются технологии во многих сферах, — возможно, даже стоят на месте.

Поэтому не нужно сравнивать себя с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут сделанные проекты и успехи на работе, в настоящем деле. Сравнивать себя не с серой массой вокруг, а с рынком и уровнем специалистов, действительно работающих в вашей профессии — это намного правильней.

3. Профессиональное обучение составляет лишь малую часть того, что преподают в вузе

Когда вы придете на работу, вас спросят о том, что вы уже умеете делать, а не чему вас учили. Вашего начальника будет интересовать, что вы знаете и умеете из навыков, востребованных на должности, на которую вы претендуете. К сожалению, система обучения, применяемая вузами, направлена на то, чтобы вложить в студента как можно больше общих знаний, сделав из него достаточно эрудированного и всесторонне развитого человека (если повезет), но никак не важного специалиста. Поэтому большинству выпускников учиться непосредственно профессии, получению диплома с названием которой они посвятили около пяти лет жизни, приходится уже после окончания университета. На первой работе, найти которую тоже будет совсем не просто. Хотя казалось бы, именно вуз — это место, где вчерашних школьников делают профессионалами. Тогда почему в жизни получается по-другому?

4. У вуза нет цели сделать из вас высококлассного профессионала

Это потому, что в большинстве вузов и не пытаются готовить профессионалов, которые смогут работать специалистами сразу после выпуска. Это слишком сложная и комплексная задача, которая большинству учебных заведений, за исключением самых топовых, просто не под силу даже в теории (по крайней мере, в рамках традиционного подхода к обучению). Поэтому преподаватели делают лишь то, что могут — предоставляют студентам широкий спектр общей информации и прививают умение запоминать и обрабатывать данные. Навык ценный, но применять его для обучения самой профессии придется уже самостоятельно.

5. Отсутствие фокусировки

Если человек учит больше двух предметов одновременно, он зря тратит свое время. Вчерашним школьникам и студентам это утверждение покажется ошибочным. Но более опытные люди с ним скорее согласятся.

В школе уроки такие короткие не потому, что так эффективнее, а потому, что детям сложно сохранять концентрацию больше часа. Но частые переключения задач мешают мозгу эффективно думать. А на работе с вас будут требовать, как со взрослого, и тут частые переключения между задачами начнут сильно снижать эффективность вашего труда.

Почему, по-вашему, мы способны эффективно подготовиться к экзамену в последнюю ночь перед ним или закончить большую часть проекта за два часа, оставшихся до дедлайна? Мы просто не переключаемся на другие задачи. Отсюда и резко возросшая эффективность. Освоение разных предметов и наук маленькими кусочками зачастую совершенно неэффективно по сравнению с изучением одной темы с полной фокусировкой на процессе.

6. Годы обучения в вузе большинством используются крайне неэффективно

Допустим, вы что-то учите два семестра. У вас две лекции и две практики в неделю. Серьезный подход по меркам универа. Сколько это будет часов? 4 пары по 2 академических часа (1.5 обычных) — это 6 часов в неделю. В первом семестре мы учимся 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Во втором — еще 4: февраль, март, апрель, май. Итого: 8 месяцев по 4,5 недели в каждом и 6 часов в неделю. 216 часов в год. Это при том, что в среднем месяце 180 рабочих часов.

Выходит, что любой годовой курс можно освоить всего за полтора месяца, а при желании (или необходимости) — всего за месяц. Получается, что многолетнее обучение в вузе, которое у большинства приходится фактически на самые пиковые с точки зрения способности усваивать знания годы, является одним из наименее эффективных периодов нашей жизни.

7. Недостаток практических навыков, которые во много раз ценнее теории

В жизни и на работе во главе угла всегда стоит результат, достижения которого нужно добиваться практическими действиями. А знание теории не стоит почти ничего без практики. Именно в этом одна из самых слабых сторон современного высшего образования — фундаментом программы любого вуза является преподавание теории, применять которую студентам нужно будет уже самостоятельно.

Именно поэтому блестящие студенты, закончившие вуз с отличными оценками, в жизни часто не добиваются заметных результатов, тогда как разгильдяи и двоечники, которые часто вообще не имеют высшего образования, в итоге становятся суперуспешны.

Значение в жизни имеет только практика. Чем больше у вас знаний в ущерб навыкам, тем меньше от них толку. Огромный багаж теории, которая никак не применяется на практике, в реальной жизни часто оказывается пассивом, тянущим вас вниз. Грустно, но это так.

8. В вузах преподают общие и устаревшие знания

Но даже теория, на которую традиционное образование неизбежно делает акцент, зачастую оказывается не того качества. Так уж устроен мир, что теория следует за практикой, а не наоборот. Поэтому знания, которые преподают в университетах, частенько бывают, скажем так, не первой свежести, особенно в тех вузах, которые откровенно не претендуют на места в топах лучших учебных заведений мира. Преподаватели, самые успешные из которых большую часть собственной карьеры занимались развитием навыка обучения студентов, а не самой профессией, которую они преподают, не имеют и не могут иметь той глубины знаний, которая есть у опытного и востребованного на рынке профессионала-практика.